04.02.2004

"Дорогие мои москвичи, мы дали маху". В столице стартовал конкурс эпатажной рекламы "Позолоченная муха"



Скучные рекламные ролики про стиральный порошок и зубную пасту в скором времени могут кануть в Лету, а жизнь москвича станет более яркой и динамичной. Представители рекламного искусства пытаются раскрасить серые будни жителя мегаполиса эпатажными рекламными роликами и уличными билбордами... В столице учреждена уникальная в своем роде премия в области эпатажной рекламы "Позолоченная муха". Вручение наград самым бесшабашным и вызывающим роликам состоится в Москве 26 февраля. А пока придирчивое жюри отбирает самые эпатажные ролики этого года, выявляя последние тенденции рекламного рынка столицы.

Первая эпатажная реклама появилась в 1923 году в США. "Слушайте меня! Вы сейчас сопротивляетесь, многие из вас, я чувствую это! Слушайте меня в утренних и вечерних передачах. Вы же сами знаете, что больны...". Автором этой рекламной кампании был предприимчивый врач-шарлатан Джон Бринкли, получивший прозвище "козлиный хирург", - он призывал американцев вживлять козлиные железы для улучшения потенции. Говорят, успех рекламы был ошеломляющим.

- С тех пор многое изменилось, - говорит организатор премии "Позолоченная муха" Дмитрий Солопов. - Эпатажная реклама - это половина всего рекламного рынка Европы. У нас склонность к эпатажу только входит в моду.

Рекламный эталон эпатажного жанра, по мнению организаторов, должен обладать следующими признаками: юмором, сексуальностью, быть абсурдным и актуальным, но ни в коем случае не пошлым. В нем должно быть больше музыки и меньше слов - россиянин, уверяют психологи, реагирует сначала на музыкальное сопровождение и изображение, в то время как его заокеанский товарищ вдумчиво слушает текст, пытаясь осмыслить услышанное.

- Любой зарубежный ролик основан на клоунаде и абсурде, - говорит креативный директор рекламного агентства "Идальго имидж" Эрнест Марчуков. - Мы же более социальны, тема сексуальных меньшинств - вот достояние нашего рекламного рынка. Само собой, не обходится и без мата. Но он, как правило, используется лишь на региональных радиостанциях. В новогодние праздники одна крупная столичная сеть супермаркетов также использовала эпатажный радиоролик в своих магазинах, но только по ночам. Бедным посетителям приходилось слушать измененную версию песни "Дорогие мои москвичи!": "- Новый год идет/- Мы дали маху/ - Ни гостей.../ - Ни огонька свечи.../ - Шо подарки/- Да пошли все на х../- Дорогие мои москвичи!".

Создателям самой эпатажной рекламы организаторы премии обещают вручить столь же эпатажный приз. Небольшую золотую колбу с липкой лентой и мухами организаторы будут вручать в трех номинациях - "Шпанская мушка" (радиореклама), "Мухи отдельно - котлеты отдельно" (печатная реклама), телевизионные ролики будут состязаться в номинации "Из мухи - слона".

- Реклама, - говорит Солопов, - своей назойливостью, бесцеремонностью и способностью к нахальному вторжению в самый неподходящий момент напоминает муху - очень милое и доброе существо. Одни относятся к эпатажу с пренебрежением, другие - с негодованием. Но не надо воспринимать все так серьезно - зачем лишать себя удовольствия хорошо посмеяться над забавным роликом.

Эпатажная реклама не так смешна, как кажется

Впрочем, используя эпатажную рекламу, рекламодатель рискует остаться не только с мухой, но и с носом - его слоган или ролик могут запретить по цензурным соображениям... Так, в конце сентября расклейщики сорвали и заклеили сотню уличных плакатов журнала "Финансы". Значок евро стоит, перед ним наклоненный $, титр внизу: "Как делаются деньги". Взбешенные сотрудники комитета рекламы и информации столичного правительства увидели в этом закамуфлированный половой акт, а Ассоциация рекламных агентств - падение доллара. Аналогичный конфликт произошел и у питерской сети универсамов "Пятерочка" с московским правительством. Сначала столичной ГИБДД не понравились плакаты со слоганом "Гаишник ждет под елочкой, а качество в "Пятерочке". Чуть позже Московский метрополитен отказался размещать стикеры с текстом "Двоечки у Вовочки...", усмотрев в рекламе нарушение прав детей. А невинная фраза "Штирлиц шлет шифровочку..." испугала столичных рекламистов, усмотревших в ней политический подтекст. От использования эпатажной рекламы пострадали и производители пива "Тинькофф". Рекламный ролик с обнаженными девушками на ослепительно белоснежной яхте был снят с эфира, как несоответствующий этическим нормам.

Источник: Известия