04.02.2004

Касьянов усилил контроль за ОПК и ТВ



Александр Беккер
Алексей Никольский
Ведомости

         Правительство ужесточило контроль за стратегическими компаниями. В январе кабинет установил дополнительную опеку над девятью "особо важными" АО, в число которых кроме оборонных предприятий попал "Первый канал". Кремлевские чиновники удивлены инициативой своих коллег из Белого дома, а эксперты полагают, что лишняя опека не поможет государству эффективнее управлять своей собственностью.

        В январе прошлого года правительство сформировало перечень из 56 "стратегических" АО, обеспечивающих оборону и безопасность страны, а также "защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан". В 38 АО кабинет и премьер должны были лишь определять позицию государства при выдвижении кандидатов в органы управления и голосовании по их составу на собраниях акционеров. Для этой категории предприятий правительство также утверждает директивы госпредставителям в советах директоров для голосования по составу исполнительных органов и самого совета. Для 18 остальных "особо важных" АО, включенных в отдельный список, с кабинетом министров и премьером необходимо согласовывать назначение представителя для голосования на собраниях акционеров и внесения вопросов в повестку дня, а также созыв внеочередного собрания и голосование по его повестке.

        В конце января 2004 г. правительство выпустило распоряжение, которым перевело девять АО во второй список, предполагающий больший контроль государства. Дополнительную опеку кабинет решил установить за АО "РЖД", АХК "Сухой", концерном ПВО "Алмаз-Антей", "Техснабэкспортом", "Первым каналом" и компанией "Тактическое ракетное вооружение". Эту новацию чиновники Белого дома объясняют тем, что в ноябре 2003 г. президент Владимир Путин особым распоряжением установил собственный перечень "стратегических" предприятий. "Мы не хотели асимметрий и привели списки [правительства и президента] в соответствие", - поясняет чиновник Белого дома.

        Но такую трактовку в администрации президента называют "лукавством". По словам кремлевского чиновника, в ноябре Путин лишь "в третий раз за четыре года урезал перечень стратегических предприятий, и в нем осталось 22 АО". Названия этих компаний источник сообщить отказался, сославшись на гриф "ДСП" на документе. В любом случае, говорит чиновник, переведенные правительством 9 АО были и в президентском перечне и год назад.

        Чиновник Минимущества утверждает, что списки важнейших предприятий не могут быть "окаменелыми" и меняются в зависимости от ситуации: например, после приватизации череповецкий "Азот" и "Лензолото" вообще вычеркнули из перечня, зато недавно сформированные корпорации "Росхимзащита" и "Росгазификация" были внесены в список с наибольшим госрегулированием сразу. Авиахолдинговая корпорация "Сухой" также была окончательно сформирована лишь в октябре 2003 г. , напоминает официальный представитель "Сухого" Юрий Черваков. Перевод компании в список с самой жесткой опекой, по его мнению, лишь подчеркивает ее особую стратегическую значимость. В 2003 г. также было создано ОАО "РЖД" и вошло в заключительную стадию создание оборонных холдингов "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и "Тактическое ракетное вооружение".

        Однако чиновник другого правительственного ведомства указывает на более тривиальную причину решения кабинета. "Иногда сами директора просят спрятать их "под зонтик" правительства, - говорит источник. - Но чаще многосложная процедура согласований создается "для смазки аппарата правительства". Менеджер одного их оборонных предприятий, для которых кабинет ввел дополнительный контроль, и источник в Минатоме однозначно утверждают, что решения по компаниям ОПК и "Техснабэкспорту" были сугубо инициативой аппарата правительства. Получить комментарий "Первого канала" "Ведомостям" не удалось.

        В правительстве отметают подозрения в корысти. Чиновник Белого дома утверждает, что кабинет действовал в соответствии с концепцией управления госсобственности - она предписывает правительству оперативно избавляться от мелких пакетов и жестко управлять предприятиями, в которых государство особо заинтересовано. "Раньше нас били за утрату контроля [за ФГУП и АО с госучастием], а теперь упрекают в обратном", - обижается чиновник.

        Впрочем, по мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, "премьер, даже если он гений, не обладает необходимым ресурсом времени, чтобы эффективно управлять этой собственностью". Эксперт предполагает, что постановление лишь увеличит взяткоемкость процесса согласования решений, а проблемы управления стратегическими предприятиями следует решать рыночными методами.



Источник: Ведомости