Чем иностранцы удивят наших автолюбителей в этом годуВладимир САЛМИН Автопроизводители сверстали планы своего "присутствия в России". При общей стагнации всех ведущих автомобильных рынков мира представительства в России планируют увеличить объемы продаж как минимум на 30%. При этом впервые за лидерство у наших автолюбителей будут бороться "акулы" мирового автомобилестроения - General Motors, Ford, Toyota. До этого больше всего иномарок продавали компании, не входящие даже в десятку ведущих. Для российского потребителя новые планы обещают более широкий ассортимент, снижение цен на автомобили и разнообразные программы обслуживания. Главное - правильный учет Анализ планов показывает: российские автозаводы иностранными производителями в качестве основных противников больше уже не рассматриваются. Импортеры впервые борются не за общее место под российским солнцем, а между собой - за право быть самыми покупаемыми у россиян. Toyota и Ford в России уже таковыми стали, сделав в прошлом году троекратный рывок. В этом году обе компании хотят продать по 30 000 машин. Но обойти их намерена General Motors. При этом в борьбе за первенство принципиально важным становится "правильный" учет автомобилей, произведенных и проданных на российской территории. Как известно, "Форду" львиную долю успеха (76%) обеспечивают всеволожские "Фокусы". В этом году их производство увеличат еще на 37,5%. У GM на российской территории есть совместное предприятие с ВАЗом, на котором выпускают Chevrolet-Niva. В прошлом году представительство компании эту модель в своих итогах корректно не учитывало, поскольку предприятие не принадлежит целиком концерну, а сам продукт - не его детище. Но ныне вопрос остается принципиально открытым. План производства Chevrolet-Niva на этот год - 60 000. При этом руководство "GM-АвтоВАЗ" намерено последовать примеру Ford и просить у правительства льготы для организации выпуска на российской территории другого своего детища (на сей раз полнокровного) - Chevrolet-Viva, машины на базе Opel Astra. Свободный таможенный склад, который оно получит, позволит удержать цену на автомобиль в пределах $10 000. В этом году планируется выпустить несколько сотен Chevrolet-Viva (машина встанет на конвейер в сентябре), а в следующем - поднять планку до 17 000 штук. Если все пойдет успешно, то GM в России станет недосягаемым лидером среди импортеров. Не последнюю роль в ее успехе может сыграть и подсчет проданных автомобилей под маркой Daewoo, которая теперь тоже принадлежит концерну. У Toyota предприятий на российской земле и ближайших территориях нет, и строить свой завод в России концерн намерен начать только после того, как продажи достигнут 50 000 машин в год. Какие новинки можно будет купить - Toyota планирует достичь успеха за счет роста продаж ввозимых автомобилей, делая ставку на новые и уже раскрученные модели, - сообщили "Известиям" в представительстве компании. При этом в компании хотят, чтобы модели Toyota заняли лидирующие позиции в каждом из классов. Ford, помимо обновленного Focus, в первой половине года предложит 5 новых моделей: двухместный открытый StreetKa, небольшой "компакт" Fusion и чуть больший - C-MAX, а также внедорожники Expedition и Ranger. GM уже представил на нашем рынке универсал Opel Vectra Caravan, а на весну наметил внедорожник Cadillac SRX, кабриолет Saab 9-3 и джип Hummer H2. Последний начнут собирать в Калининграде, для начала - в количестве 300 штук. Цену не называют, но в Европе машина продается от 55 000 евро (значит, у нас это будет не менее 100 000 евро). Однако главную ставку GM делает на машины Opel, популярность которых у россиян за последний год выросла в несколько раз. Новая Opel Astra (продажи начнутся с июня) нацелена конкурировать с самыми покупаемыми у нас Ford Focus, Daewoo Nexia, Toyota Corolla, Mitsubishi Carisma. Новые модели представят в этом году и другие автомобильные производители (см. таблицу). Запуская на рынок свои новые модели, иностранцы решили серьезно заняться и повышением уровня продаж своих машин в регионах. По словам Сергея Богданова, директора по продажам "Дженерал Моторз СНГ", в российской глубинке сейчас продается около 18% машин компании, тогда как хотелось бы продавать не менее 40%. По мнению менеджеров компании BMW, Красноярск, Иркутск, Кемерово и другие удаленные от столицы регионы "обладают впечатляющим потенциалом экономического роста". Машины "люкс" дороже денег Россия входит в число стран, где в большом количестве покупают самые дорогие автомобили. Борьбу за потребителя на этом фронте поведут BMW, Mercedes-Benz и Audi. BMW планирует продать в России более 4000 дорогих автомобилей. Для российских покупателей приготовлены на этот год новые купе и кабриолет BMW 6-й серии (101 900 евро), спортивный седан BMW M5 (от 128 500 евро), внедорожник "премиум"-класса "для продвинутых молодых людей" BMW X3 (55 900 евро) и обновленный BMW Х5 (69 900-93 400 евро), включая самую мощную версию - "4.8is", презентация которой намечена на конец года. В Калининграде начнется производство новой BMW 5-й серии и откроется линия по выпуску представительских лимузинов 7-й серии. До 3800 автомобилей намерен увеличить объем продаж Mercedes-Benz. Ставка на модели S-класса - лидера продаж в прошлом году (от 113 000 евро). Планируется реализовать и около 30 автомобилей Maybach (от 300 000 евро) против 12, проданных в прошлом году. В России спрос на эти автомобили многократно превышает квоту поставок. Audi до 2009 года инвестирует в развитие дилерской сети в России более 100 млн евро. В компании считают Россию крупнейшим рынком сбыта в Восточной Европе своего представительского седана Audi A8. В этом году у нас появится удлиненная версия Audi A8 Long с 12-цилиндровым двигателем (в Германии стоит от 117 000 евро). При этом, как прогнозируют эксперты, практически все продавцы импортных автомобилей переведут в этом году свои цены из евро в фиксированный долларовый эквивалент. Конкуренция требует. Высшее руководство компаний уже пристально отслеживает уровень продаж машин в России - как своих, так и конкурентов. Потери от такого искусственного и скрытого снижения цен могут оказаться огромными - подавляющее большинство японских и американских автомобилей, завозимых в Россию, производят в Европе. Но Хайди МакКормак, генеральный директор "Дженерал Моторз СНГ", говорит: "Дело представительств автомобильных компаний в России - продавать машины, увеличивая постепенно долю рынка, а не зарабатывать на этом прибыль". Каждый четвертый проданный в России автомобиль будет новой иномаркой Несмотря на грандиозные планы, российский рынок по объемам продаж занимает в мире пока 12-е место (данные Ward Communications), тогда как Китай, называвшийся всегда вслед за Россией, уже вошел в пятерку, а по некоторым оценкам, стал даже третьим автомобильным рынком мира. - Меры, предпринятые правительством для поддержки российского производителя и ликвидации "серого" импорта (в частности, повышение пошлин), привели к тому, что российские автолюбители сместили свои предпочтения в сторону новых импортных автомобилей взамен подержанных иномарок и отечественных машин, - говорит Олег Самохвалов, руководитель аналитического центра "АвтоПроект XXI век". В итоге отечественные автозаводы увеличили в 2003 году реализацию своих машин лишь на 3%, тогда как продажи новых иномарок поднялись на 78%. В целом автомобильный рынок России вырос на 5,5%. Главным образом - за счет производства и продажи импортных автомобилей на российской территории. Фактически страна получила еще один автозавод, сопоставимый по мощности с ГАЗом. Прогнозируется, что в 2004 году мировой авторынок вырастет на 3%. В России рынок новых иномарок подрастет, по самым осторожным оценкам, на 30% и достигнет 250 тыс. машин. Таким образом, вместе с подержанными автомобилями и живым еще "серым" импортом объем продаж иномарок в этом году составит 700-900 тыс. машин, что уже сопоставимо с продажами отечественных автомобилей (800- 850 тыс. штук). Впервые рынок разобьется на две равные части, и иномарки догонят по продажам российские автомобили (прогноз продаж на 2004 год - 1,5 млн машин). Однако, по мнению осторожных аналитиков, есть опасность переоценки России, как это уже произошло с Южной Америкой, где из-за слабости экономической ситуации и завышения своих активов продажи автомобилей всеми ведущими автокомпаниями мира сократились в прошлом году в несколько раз. Новые импортные модели 2004 года До $10 000
До $20 000
До $30 000
До $50 000
До $100 000
До $200 000
Свыше $200 000
Источник: Известия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||