30.01.2004

Угроза для субдилеров. МТС и "ВымпелКом" придумали новые правила



Светлана Витковская
Ведомости

         Вчера сотовый оператор "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) ознакомил своих дилеров с новой схемой выплаты комиссионных вознаграждений за подключение новых абонентов. Теперь компания будет выплачивать их в рассрочку. Двумя неделями раньше о еще более жестких условиях сообщил "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн"). А вчера "ВымпелКом" заявил, что откладывает введение новой схемы как минимум на месяц.

        Первый вице-президент МТС Михаил Сусов рассказал "Ведомостям", что новая схема выплаты комиссии разрабатывалась совместно с дилерами, чтобы максимально учесть их интересы. Она вводится, чтобы дилеры, способствующие повышению лояльности абонентской базы, получили адекватное вознаграждение. При этом для мягкого перехода к новой схеме МТС разработала переходный период, в ходе которого вознаграждение будет выплачиваться частями. МТС внедрит новую схему с 1 февраля.

        Несмотря на то что обе схемы похожи, условия МТС дилерам понравились куда больше, чем условия "ВымпелКома". Во-первых, МТС не требует возврата аванса, если абонент не выговорит в определенный срок необходимую сумму. Во-вторых, аванс в первые месяцы больше, чем у "ВымпелКома".

        Так, например, в итоге за одно подключение к тарифному плану "Джинс" МТС дает дилерам, как и раньше, $27 (без НДС) , за "Оптиму" - $30. При этом в феврале - марте размер аванса за вновь подключившегося абонента составит $16 плюс 50% от выговариваемого абонентом трафика в месяц, в апреле аванс уменьшится до $12, с мая по июль дилеры будут получать за подключенного абонента $8, а потом компания полностью перейдет на безавансовую систему, выплачивая дилерам лишь процент с трафика.

        "ВымпелКом" собирается выплачивать авансом лишь 10% от своей комиссии, если за полгода абонент не выговорит $44, оператор забирает и этот аванс назад. Далеко не все новые абоненты могут выговорить такую сумму.

        Обе программы могут потеснить с рынка субдилеров (компаний, работающих не с самими операторами, а с их первичными дилерами) и повредить бизнесу самих дилеров.

        "На наш взгляд, схема, предложенная МТС, лояльнее, чем схема "ВымпелКома", - отмечает директор "Евросети" по связям с общественностью Татьяна Гуляева. - Хотя и она, безусловно, наносит урон оборотным средствам дилеров, так как выплаты будут распределены на год". Гуляева говорит, что бизнес большинства субдилеров не диверсифицирован и зависит только от комиссии операторов, поэтому работать им будет довольно сложно.

        "Предложение операторов будет зеркально переложено на субдилеров, и, учитывая, что у них меньше резервов, они начнут остро ощущать нехватку оборотных средств", - подтверждает начальник отдела продвижения услуг сотовой связи "Техмаркета" Павел Шалимов. Однако он полагает, что некоторые субдилеры все-таки останутся на рынке. "Через нашу субдилерскую сеть осуществляется большое количество подключений к операторам, и мы постараемся сохранить взаимоотношения с большинством из наших лучших партнеров", - обещает пресс-секретарь DIXIS Кирилл Лубнин.

        Впрочем, сами субдилеры озабочены своим положением больше. По словам Сергея Нелюбина, гендиректора субдилера "Мобилайфа", новые контракты компания сейчас не продает. "Мы ждем, что будет с рынком. Занимаемся только продажами сотовых телефонов, - рассказывает Нелюбин. - Вкладывать новые деньги в выкуп sim-карт рискованно. Надо проанализировать новые условия, может, смысла работать не будет из-за очень большой вероятности уйти в минус".

        Вчера вечером "ВымпелКом" прислал всем своим дилерам письмо о том, что ввод новой схемы выплаты дилерского вознаграждения откладывается "в связи с неготовностью отчетов". Специалист по связям с общественностью "ВымпелКома" Артем Минаев заверил, что технический перерыв продлится месяц. "Программа МТС более привлекательна, и "ВымпелКом" взял время для корректировки", - полагает Шалимов из "Техмаркета".



Источник: Ведомости