29.01.2004

Украинский рынок слабоалкогольных напитков: итоги 2003 года



Любопытно, но после нескольких лет бурного роста, слабоалкогольный рынок Украины практически замер в 2003 году, пишет www.marketing.vc И пусть никого не вводят в заблуждение бодрые цифры официальной статистики, согласно которым отечественные производители выпустили за год целых 13,526 млн. дал напитков с низкой градусностью. На самом деле, и выпущено и потреблено слабоалкоголки было гораздо меньше. Связано это несоответствие с начавшимися осенью играми с акцизам, в результате которых за несколько месяцев в Донецкой области было выпущено, по меньшей мере, 4,5 млн. дал "липовой" слабоалкоголки. Еще не меньше 0,7 млн. дал несуществующей слабоалкоголки проходит по сводкам Харьковской области. Таким образом, реальное производство (и потребление, поскольку экспорт отечественной продукции остается небольшим, равно как и импорт) колеблется вокруг отметки в 8,3 - 8,35 млн. дал.

В 2002 году производство составляло 8,36 млн. дал. Следовательно, в 2003 году рынок не только не вырос, но даже уменьшился в объемах. Причиной этого стал уход с рынка старых лидеров - "Росинки" и "Оболони". Если первая продемонстрировала рекорды уменьшения производства в относительных величинах, то снижение выпуска напитков на киевском пивоваренном гиганты стало абсолютным негативном рекордом, освободившем широкую нишу для новых игроков. Уникальной возможностью, представленной "Оболонью", не удалось воспользоваться практически никому. Несколько снизилось, в сравнении с 2002 годом производство "Лонгера" - еще одного лидера рынка, невнятно стартовали "Самба" и "Батон". По сути, только "Шейк" сумел полноценно воспользоваться сложившейся ситуацией. В специальных материалах мы остановимся на успехах и неудачах отдельных компаний, работающих на слабоалкогольном рынке. Начиная с 1999 года, он быстро развивался, и когда сильные водочные компании решили начать работу со слабоалкоголкой, менеджерам казалось, что расширение будет продолжаться и дальше.

Новый напиток на какое-то время даже приостановил рост пивного рынка. Возможно, расцвет популярности слабоалкоголки вызвал и некоторое снижение потребления водки. Однако конкуренты, и в первую очередь пивовары, обратили особое внимание на молодежную аудиторию, являющуюся основным потребителем бутилированных коктейлей. Массированная реклама сделала свое, и темпы роста потребления пива в Украине опять поползли вверх, теперь уже за счет слабоалкогольных конкурентов. Развитие слабоалкогольного рынка приостановилось, и теперь проникнуть и закрепиться на нем будет столь же сложно, как и на водочный. Более того, резкая сдача "Оболонью" своих позиций продемонстрировала в первую очередь снижение интереса к категории со стороны потребителей, передает Укрпиво. Ведь слабоалкоголка производства киевского завода продавалась преимущественно "самотеком", практически без вложений в рекламу и продвижение. И высокая популярность "Ром-колы" и "Джин-тоника" была связана, прежде всего, с их дешевизной, и потребностью в напитках такого рода. Падение популярности при сохранении цены означает уменьшение интереса к категории в целом. Если это наблюдение справедливо, суммарная емкость рынка слабоалкогольных напитков в Украине вряд ли когда-либо превысит отметку в 10 млн. дал.

В свою очередь столь четкое обозначение границ емкости заметно затруднит старт новых слабоалкогольных брендов, в частности таких, как новый напиток от компании "Немирофф". С завершением периода бурного роста начинается период активной структуризации рынка. Его емкость теперь начнет расти в денежном эквиваленте, и выигрывать от этого роста будут те компании, которые смогут предлажить оригинальный и статусный продукт в среднеценовом сегменте. На первый план будут выходить не рекламные усилия, а реальные конкурентные преимущества того или иного напитка. Итак, в 2004 году мы будем наблюдать за качественным развитием слабоалкогольного рынка.

www.marketing.vc