26.01.2004


НТВ сечет фишку



"Бобер ушел из рекламы Colgate Total в рекламу Blend-a-Med:
- Привет, бобер! Какие у тебя блестящие зубы!
- Зубы - это что! Вы посмотрите на мои яйца!" (современный городской фольклор)

В минувшую субботу телеканал НТВ презентовал свой новый продукт – программу под названием «Рекламная фишка», снятую ООО «Студия «Креатив». Это некая вариация на тему «Все сразу!» о рекламе – или, по-другому говоря, «все, что вы хотели знать о рекламе, но гнушались спросить». Не очень уверен в дальнейшей судьбе этого творения, но намерен смотреть его ровно столько, сколько телеэкранной жизни ему будет отпущено, поскольку сам заход решительно подкупает: мне (и примкнувшим ко мне миллионам соотечественников) предлагается взглянуть на безусловно раздражающее явление жизни с юмором.

Собственно, всенародное стихийное осмеяние телевизионной рекламы началось давненько. Сонмище юмористов, колонновожатым которых выступает Евгений Петросян, уже полтора десятилетия разрабатывает золотую жилу насмешек над рекламными роликами. Количество, качество и содержание рекламы, жестоко труня над ней, несколько раз обсуждала Государственная дума. Рекламную пропаганду проклял один из самых мрачных людей России – главный государственный санитарный врач страны (именно таким титулом он требует себя именовать) Геннадий Онищенко, суровый аскет с лицом Савонаролы. Наконец, чем настойчивее Россия воздвигает вертикали власти, рассаживает по камерам СИЗО олигархов и наполняет скамьи парламента депутатами от «Единой России», тем вернее из всенародного обращения исчезают анекдоты про Вовочку, Прапорщика и Брателло, а пустота наполняется хохмочками про рекламу: «Имодиум» быстро и эффективно избавит вас от «Даниссимо»!»; «новый «Фейри» с ароматом конопли - мой посуду со смехом!»; «это лицо Майкл Джексон купил в магазине «Мир кожи» в Сокольниках…».

Ведущий программы Борис Хвошнянский, только-только отбегавший по экрану в образе Фигаро, почел за благо в этом сценическом облике и остаться. Он юлит, дергается, мечется в декорациях, выполненных в стилистике и цветовой гамме, известной по галстукам стиляг 60-годов типа «пожар в джунглях», флюгерообразно вращается от камеры к камере и произносит тексты, написанные кем-то на диво талантливым из команды ООО «Студия «Креатив». Как вам покажется шутка: «Известно, что Максиму Покровскому ногу свело именно тогда, когда он посмотрел рекламный ролик»? Или, скажем, вот такое, в творческих муках накреативленное: «На вопрос «что понравилось в рекламе кокосового шоколада?» ответили «девушка» - 90 человек, «падающий кокос» - 9 человек, «у меня от кокоса до сих пор шишка» - 1 человек». Это ребята явно обознались. Аудитория передачи «Аншлаг!», которую вот эдак можно рассмешить, сидит на другой кнопке. А патентованный черный юмор: «Знаете, как шутили в НКВД? - «Вы все еще не стучите – тогда мы идем к вам!» - вызывает, мягко говоря, чувство гадливости. Но Хвошнянскому и его кукловодам нисколько не гадко - у них веселуха, и после НКВД через запятую идет очередной анекдот о теще, про которую вполне можно снять рекламу. Прям как в народном тексте: «У меня золотые дети, золотая теща и золотая жена. А сам я - третий слева в фонтане «Дружба народов». Раздел программы, кстати, так и назван - «Народная фишка», поскольку народность нынче в моде и любой товар, снабженный прилагательным «народный», краше продается.

Рядом с «Народной фишкой», подобно костяшке домино, идеально ложится «Гостевая фишка», которой предшествует опрос все того же милого сердцу рекламщиков народа. Народ, остановленный на Арбате, не подкачал: он наизусть шпарит слоганы, перечисляет бренды и досконально осведомлен, кто идет за «Клинским». В фаворитах у народа, естественно, ходит сюжет про пиво «Тинькофф» - ну эта… где, значить, две девки голые лежат… Страмотища, конечно, но забирает. И тут же вам – вуаля! – на гостевом стульчике пред Хвошнянским возникает одна из звездных героинь, разговор с которой был густо замешан все на том же густом народном духе, что пропитал нашу жизнь. Девушку, олицетворяющую классический тип блондиночки-простушечки, зовут Анна Солянкина, эдакая Слиска-Матвиенко-Стрельченко (я их, прости Господи, вечно путаю) лет 35 назад. Совершеннейшая Золушка - то ли наладчица осветительного прибора, то ли профессиональная хлопушечница, которую прямо на площадке поймали и волей заказчика произвели в принцессы. Теперь она, не будь дура, мечтает о карьере актрисы, и правильно делает: живем в годину людей ниоткуда, которых еще вчера было звать никак, а ныне – поди ж ты! – все здание в Охотном Ряду заполонили. Разговор вышел не то чтобы содержательный, но имеющий глаза Анну Солянкину заценил.

Прочий набор рубрик, стереотипно именуемых фишками, довольно забавен, однако пародии на рекламу, право же, мало отличны от рекламы как таковой. Что первично, что вторично: текст «Иванова только что узнала, что нравится Петрову, но ее радость не была бы полной без шоколада «Россия», или его перепев: «У Петрова угнали машину, отравили собаку, а самого его уволили с работы. Но его горечь не была бы полной без горького шоколада «Россия» - поди разбери. В довершение всего – программа «Рекламная фишка» дважды прерывается стандартными рекламными паузами, и полное ощущение, что к тебе в гости зашел Великий Глюк. Ибо невозможно отличить, где мальчонка на самом деле хлебает «Растишку», а где прославляется новый продукт от создателей «Педигри» и «Растишки» - «Педерастишка»... И только на финальных титрах, где на полном серьезе перечислены 14 членов художественного совета программы, понимаешь, насколько все всерьез.

Источник: Газета