22.01.2004

Японцы захватили Россию. Toyota обосновалась на 1-м месте среди иномарок



Кирилл Горский

         В минувшем году продажи новых автомобилей иностранного производства в нашей стране практически удвоились. Причем прежние кумиры - Daewoo, Skoda и Renault оказались низвергнуты покупателями с пьедестала, и новые лидеры продаж - Toyota и Ford - не собираются в наступившем году сдавать завоеванные позиции.

        Second hand вышел из моды.

        Объемы продаж новых иномарок в нашей стране не просто растут, а растут увеличивающимися темпами. В 2002 г. было продано на треть больше машин, чем в 2001 г. , а год минувший принес рынку почти двукратный рост. Общие продажи новых иномарок за позапрошлый год составили, по разным данным, 110 000 - 120 000 машин. В 2003 г. , по оценке аналитиков инвесткомпании "Атон", в нашей стране было продано около 200 000 новых автомобилей иностранных марок (без учета внедорожников Chevrolet-Niva, собранных в Тольятти).

        Аналитик "Атона" Александр Агибалов считает, что помимо роста доходов российских покупателей на увеличение уровня продаж новых иномарок серьезнейшее влияние оказало повышение пошлин на ввоз иномарок подержанных. Агибалов обращает внимание на то, что по итогам года ввоз автомобильного second hand упал с примерно 500 000 автомобилей до 350 000. "Многие из покупателей, которые раньше купили бы подержанную машину, предпочли теперь, возможно, занять, но купить новую", - говорит аналитик, напоминая, что в минувшем году быстро развивалась продажа автомобилей с использованием различного рода кредитных схем.

        Новые лидеры.

        Первую и вторую ступеньки по продажам новых автомобилей в России по итогам минувшего года заняли соответственно Toyota и Ford. Успех американской компании был ожидаем и аналитиками, и участниками рынка: построив в 2002 г. автосборочный завод в Ленинградской области, Ford не скрывал своих претензий на лидерство. Тем не менее верхнюю позицию на пьедестале почета захватила в минувшем году японская Toyota (25 075 проданных автомобиля, а с учетом Lexus - 26 472) , которой удалось обогнать и Ford с его российским производством, и Daewoo - c узбекским. В российском представительстве японской компании удовлетворенно говорят о том, что "российский автолюбитель оценил качество Toyota". Впрочем, аналитики и конкуренты называют ряд других, не менее важных факторов успеха этой марки.

        Toyota Motor, как и ряду других японских производителей, в минувшем году немало помогала ситуация на валютном рынке: в долларовом выражении цены на автомобили из Европы становились все выше. У наших соотечественников из модельного ряда Toyota наиболее популярны легковые Corolla, Camry и большой внедорожник Land Cruiser 100. Две последние модели поступают в Россию из Японии, что способствует установлению конкурентоспособных цен. Corolla в нашу страну поступает из Старого Света, но не из стран еврозоны: заводы, на которых ее собирают, расположены в Великобритании и Турции.

        Конкуренты признают также, что у Toyota вовремя обновился модельный ряд. "Появление новых моделей [Toyota] удачно совпало с новыми тенденциями на валютном рынке", - отмечает Валерий Тараканов, директор по маркетингу компании "Рольф Холдинг" (официальный импортер Mitsubishi). За короткие сроки на рынок были выведены новые поколения автомобилей в наиболее популярных классах: компакт Corolla, в среднем классе - Avensis, в бизнес-классе - Camry, кроме того, появился новый внедорожник Land Cruiser Prado.

        По мнению аналитика ОФГ Елены Сахновой, еще одна причина того, что Ford пропустил Toyota вперед, - не поспевающие за спросом производственные возможности открытого всего полтора года назад всеволожского предприятия. "Они могли бы продать и больше, но нельзя слишком быстро наращивать производство", - отмечает Сахнова.

        Заняв по итогам позапрошлого года девятое место по продажам, к сентябрю Ford переместился на третье место, а по итогам года отвоевал второе, продав 20 712 автомобилей. Успех Ford на три четверти обеспечен автомобилями, выпущенными в России: в минувшем году дилеры компании продали 15 786 сделанных во Всеволожске Ford Focus. Очевидно, что в будущем году американская марка всерьез поборется за первую ступеньку пьедестала почета: президент российского подразделения Ford Хенрик Нанзен уже заявил, что в наступившем году компания планирует увеличить продажи в нашей стране до 30 000 автомобилей.

        Поражение или победа?

        Daewoo узбекского производства утратила многолетнее лидерство, переместившись на третье место, хотя и заметно увеличила объем продаж: дилеры этой марки продали 20 255 автомобилей против 12 418 в 2002 г. Вернуться на первую позицию UzDaewoo, скорее всего, уже не сумеет: по прогнозу компании "Квингрупп" (официальный дистрибьютор UzDaewoo) , в наступившем году в нашей стране будет продано около 25 000 машин узбекского производства, что существенно ниже планов Ford. Продажи ограничиваются возможностями узбекского производства, констатирует представитель "Квингрупп" Александр Гнездюк.

        Между тем конкуренты скорее склонны считать третье место узбекских Daewoo не поражением, а победой. Модельный ряд узбекского автозавода, состоящий из Daewoo Nexia, конструктивно восходящей к Opel начала 80-х, и микролитражки Matiz, нуждается в срочном обновлении. Между тем новая модель завода, Daewoo Lacetti, выпускается только для внутреннего рынка, и сроки ее появления в России, по словам Гнездюка, неизвестны. "Мы не можем списывать Daewoo со счетов, - говорит Валерий Тараканов из "Рольф Холдинга". - Позиции UzDaewoo будут крепкими, пока будет сохраняться дефицит других иномарок".

        Четвертое место по итогам года заняла Mitsubishi, поднявшись с пятой ступеньки, которую она занимала в 2002 г. В количественном выражении рост продаж, продемонстрированный маркой, оказался весомым: японская компания продала 17 663 машины, на 116% больше, чем годом раньше. Причины успеха Mitsubishi такие же, как у Toyota, - производство в Японии, позволяющее держать конкурентоспособные цены и своевременное обновление модельного ряда. Однако новые модели Mitsubishi вводит позже, чем ее японский конкурент: в минувшем году компания выпустила в продажу только новое поколение компакта Lancer и кроссовер Outlander, вскоре должна состояться премьера нового Colt (модель B-класса) , а все обновление модельного ряда пройдет до 2006 г.

        А вот большинство производителей, чьи заводы находятся в еврозоне, не смогли пожать плоды бурного роста российского рынка новых иномарок. В 2002 г. европейские Skoda и Renault занимали вторую ступень пьедестала почета - сразу вслед за Daewoo. Французская компания в позапрошлом году продала в России 8337, в прошлом увеличила продажи на 36% до 11 357 автомобилей, но сейчас такие объемы продаж уже не являются исключительными: в общем зачете компания скатилась на седьмое место. А судьба чешской Skoda на российском рынке напомнила судьбу Toyota, но со знаком минус: компания не только сильно зависит от евро (поскольку принадлежит германскому Volkswagen и широко использует его комплектующие) , но и сильно запаздывает с обновлением модельного ряда. В минувшем году Skoda снизила продажи на треть до 6291 автомобиля и откатилась на 12-е место.



Источник: Ведомости