21.01.2004

«Роспечать» купила «Газеты в розницу» и может проиграть подписку оптом



На среднеуральском рынке распространения печатной продукции обострилась борьба между основными участниками. В конце прошлого года «Роспечать» прикупила несколько региональных киосковых сетей (в том числе и в Екатеринбурге), при этом ее могут потеснить на рынке подписки.
Объем отечественного рынка распространения печатной продукции оценивается в 1,5 млрд. долларов в год, при этом объемы рынка подписки, по данным Минпечати, колеблются в пределах 500 млн. долларов. Согласно прогнозам, объем продаж российской прессы к 2005 году может приблизиться к 2 млрд. долларов. Дело в том, что сейчас общее количество киосков и лотков в России составляет примерно 30–40 тысяч (официальной статистики на этот счет нет). То есть на 1 млн. человек приходится менее 300 точек, чего явно недостаточно. В идеале необходимо 400–500 точек на миллион граждан.
Один из крупнейших игроков на этом перспективном, но весьма закрытом рынке — ОАО «Агентство «Роспечать». Это правопреемник центрального рознично-подписного агентства «Союзпечать». Агентство занимается организацией подписки на газеты и журналы, оптово-розничным распространением, экспедированием и доставкой тиражей печатной периодики. Ежегодно компания обрабатывает заказы подписчиков на сумму более 3,3 млрд. рублей. Консолидированный товарооборот сетей по итогам 2003 года превысил 1,2 млрд. рублей. По собственным оценкам, компания занимает первое место на рынке распространения периодики, контролируя 19% рынка. В 2002 году «Базовый элемент» Олега Дерипаски купил контрольный пакет компании «Роспечать». Летом прошлого года контроль над «Роспечатью» перешел к группе компаний «Видео Интернешнл».
Последнее время «Роспечать» активно занялась скупкой региональных киосковых сетей. До декабря в состав агентства входило 6 дочерних компаний в пяти регионах России: Новосибирске, Туле, Краснодаре, Ростове и Ставрополе. Однако в декабре компания заявила о покупке розничной сети из 1000 киосков по продаже периодики у компании «ИнтерМедиаГруп». Таким образом, она практически монополизировала продажи в Нижнем Новгороде, Рязани, Владимире.
Были основания полагать, что «Роспечать» займет лидирующее положение и на Урале, однако этого не произошло. Согласно условиям сделки, федеральному игроку досталась компания «Газеты в розницу». Директор компании Наталья Шминке подтвердила факт продажи компании, но отказалась комментировать сделку. Между тем она вызвала ряд вопросов. Дело в том, что «Газеты в розницу» работают в основном по Екатеринбургу (35 киосков), занимая при этом в городе второе место по объемам продаж. И это без учета частников-«ручников», «лоточников», которые, по некоторым оценкам, контролируют до 30–40% рынка распространения периодических печатных изданий. Первое же место в организованной сети продаж занимает муниципальное предприятие «Екатеринбург-пресса». По словам экспертов, «Роспечать» вела переговоры и с «Екатеринбург-пресса», но причины, по которым сделка не состоялась и, по всей видимости, уже не состоится, не называются.
Однако, как стало известно «Главному Советнику» из неофициальных источников, ведутся очень активные переговоры с сетью распространения в другом крупном городе УрФО. Впрочем, по мнению начальника отдела развития ООО «Эксперт-Пресс XXI» Евгения Фатеева, в ближайшее время «Роспечать» вряд ли сделает какое-нибудь крупное приобретение. «В ближайший год она будет переваривать свои приобретения», — заявил он в беседе с корреспондентом «Главного Советника». Что касается перспектив развития «Газет в розницу» и их отношений с издателями, то, по словам Фатеева, «качество работы компании как минимум не ухудшится». «Сети, принадлежавшие «ИнтерМедиаГруп», можно отнести к числу наиболее продвинутых на региональных рынках», — прокомментировал он ситуацию.
Между тем, пока «Роспечать» будет «переваривать» свои приобретения и встраивать их в свою структуру бизнеса, есть вероятность, что она лишится своей доли на рынке подписки. По мнению аналитиков, сейчас в этой сфере начала активно действовать ГК «Логос», куда входит Межрегиональное агентство подписки (МАП). В октябре прошлого года МАП получило свидетельство о регистрации нового подписного каталога, и отныне на каждом каталоге МАП будет стоять название «Каталог российской прессы «Почта России». Новый каталог будет выходить со второго полугодия этого года. Напомним, что цена подписного вопроса — сотни миллионов долларов. Возможно, активная скупка «Роспечатью» киосковой сети связана именно с угрозой потери рынка почтовой подписки.
Впрочем, для читателей и издателей эти изменения означают перемены лишь в лучшую сторону. Обострение конкуренции между игроками приведет к улучшению качества работы, а кроме того, к открытости и прозрачности рынка распространения. «Роспечать» уже начала работу по рассекречиванию своих материалов. Как заявила генеральный директор «Роспечати» Светлана Соколова, компания является финансово прозрачной и открытой. «11 ноября ФКЦБ зарегистрировала проспект эмиссии наших облигаций на общую сумму 450 млн. рублей. Это впервые в истории российского рынка капиталов — чтобы компания, занимающаяся бизнесом в сфере услуг, привлекала с рынка такой объем средств». Эти средства «Роспечать» планирует инвестировать в ряд стратегически важных проектов нашей компании, в том числе и в развитие наших розничных сетей.// Uralpolit.Ru

Источник: Витрина читающей России