21.01.2004

Продажи новых иномарок в Pоссии выросли вдвое



Владимир САЛМИН

Представительства автокомпаний в России и их дилеры заканчивают подводить итоги продаж своих машин в 2003 году. По оценкам "Известий", самой популярной маркой иностранных автомобилей в России стала Toyota, самой покупаемой моделью - Ford Focus. Иностранные компании продали в 2003 году в России почти 200 000 новых иномарок - вдвое больше, чем годом ранее. В этом году иностранцы, по самым осторожным прогнозам, реализуют в России не менее 250 000 новых авто. Это уже больше производственной программы такого завода, как ГАЗ.

Лидеры берут качеством и новизной

В лидеры вышла Toyota, которая продала в 3 раза больше автомобилей, чем в предыдущем году. В 4 раза вырос спрос и на люксовую марку компании Lexus. До этого по итогам года первенствовала Daewoo со своей самой дешевой моделью Nexia за $7600. "Впервые на нашем рынке лидирует компания, которая не имеет даже вблизи России сборочного завода и с линейкой машин, состоящей в основном из дорогих моделей", - говорит эксперт аналитической группы "АвтоПроект XXI век" Олег Самохвалов.

Вторая успешная на российском рынке компания - Ford. Продав тоже в 3 раза больше машин, чем в 2002 году, компания с 9-го места переместилась на 2-е, а ее модель Ford Focus стала самой продаваемой иномаркой в России (при цене $10 000). На машину - очередь 5 месяцев. Не только сменился лидер среди иномарок, но и сами иностранные производители стали конкурировать друг с другом, идя "ноздря в ноздрю" в борьбе за сердца и умы российских покупателей (см. таблицу). Причем сбыт импортных автомобилей на нашей территории шел по нарастающей: от 31 000 машин в I квартале до 70 000 в IV квартале.

В несколько раз увеличили объемы продаж General Motors (марки Opel, Chevrolet, Saab, Cadillac), Honda, Hyundai, Kia, Mazda, Suzuki. Выход в лидеры азиатских производителей вполне в духе времени. Японцы и корейцы продолжают атаковать автомобильные рынки во всех странах и на всех континентах. Прежде всего высоким качеством при относительно низкой цене. Хотя аналитики во всем винят евро: курс его крепнет, цены в рублевом эквиваленте растут, а азиаты торгуют в долларах. Не исключено, что европейцы на этот год тоже зафиксируют свои цены в долларовом эквиваленте. Как это уже сделала Audi. "В связи с сильным курсом евро фиксированные долларовые цены позволят снизить издержки компании и повысить привлекательность автомобилей для покупателей, что положительно скажется на объемах продаж компании в России", - сообщили "Известиям" в российском представительстве Audi. Сейчас компания - лидер среди чиновничьей элиты России находится на 19-м месте.

Одними из самых эксклюзивных и редких машин для наших дорог остаются Jaguar (за год продано всего 172 автомобиля), кабриолеты Z4 и Z8 от BMW (продано 3 и 1 соответственно).

У аутсайдеров проблемы с идеями и моделями

На общем фоне побед продолжает сдавать позиции на нашем рынке Fiat. Продажи этой компании упали еще на 16,5%. (Реализовано всего 305 машин всех входящих в компанию марок). Погоду итальянскому производителю делают лишь Alfa Romeo, которые так полюбили российские женщины. А сбыт собственно "Фиатов" снизился почти на 60% (продано 103 авто).

- Ситуация сродни той, что происходит с "Москвичом", - говорит Олег Самохвалов. - Отрицательный имидж машин Fiat у российских покупателей продолжает усиливаться в отсутствие рекламы и внятных представлений самой компании, что следует делать на российском рынке. Хотя автомобили Fiat вполне конкурентоспособны.

Былые позиции утрачивает и Skoda. Она опустилась со 2-го на 12-е место. Ее не пустили на российский рынок (Skoda хотела выпускать машины в Ижевске), в ответ компания закрыла свое представительство в нашей стране. С 3-го на 7-е место "съехала" в России и самая продаваемая марка в Западной Европе - Renault. У компании так и не получилось запустить в России полноценное производство Clio Symbol. Теперь ставка делается, видимо, на проект 2005 года, когда на заводе в Москве начнут изготавливать автомобиль "Х-90", предназначенный специально для стран "третьего мира" (его цену обещают не поднимать выше $7000). На 40% снизился спрос на другую некогда популярную в нашей стране машину - VW Golf: ждут автомобиль нового поколения, который дебютирует в этом году. Всего две штуки продано машин Audi A2 - пример, как падают продажи, если модель не соответствует вкусам и потребностям покупателей и не рекламируется.

Наши потребители денег на новые иномарки не жалеют

Одна из главных сенсаций "уходящего сезона" - на покупку новых иномарок россияне стали тратить денег больше, чем на приобретение новых отечественных машин: $4,5 млрд против $4 млрд. Дороже стали стоить и сами автомобили. На средневзвешенную машину иностранного производства приходится теперь $22 500 (в позапрошлом году - $19 400), на отечественный автомобиль - $5000 ($4200 - годом ранее). Пикантность новости еще и в том, что российские автозаводы продолжают сдавать позиции и сокращать программы выпуска, и именно за счет сбыта и сборки новых иномарок в России в целом в стране будет произведено и продано больше машин, чем в 2002 году.

Смещение приоритета в сторону привозных машин эксперты объясняют не только ростом благосостояния наших граждан, но и постоянно снижающимся имиджем отечественных марок. Пока российские автопроизводители ждут благоприятного момента и доброго дядю с кошельком, иностранные компании в борьбе за российского покупателя включают все имеющиеся ресурсы - от строительства заводов на нашей территории, широких кредитов и одновременного со всем миром начала продаж новых моделей до снижения цен на техническое обслуживание и повышение качества сервиса (по цене он фактически сравнялся с отечественным).

Вслед за Ford, Hyundai, Kia и BMW свои заводы в России предполагают строить Fiat, VW, Volvo, Toyota. Хотя руководители Toyota и оговариваются, что о заводе речь пойдет лишь после того, как компания начнет продавать в России по 50 000 машин в год. В стране уже действуют более 0,5 тыс. официальных дилеров иностранных компаний - больше, чем официальных продавцов у отечественных заводов.

Наконец, впервые дорогие и более высокого класса автомобили обошли по количеству продаж машины дешевые и устаревающие. Например, Toyota Camry и Corolla опережают Hyundai Accent и Kia Rio, они даже вошли в десятку самых продаваемых (см. таблицу), при том, что их конкуренты собирают на нашей территории и стоят значительно меньше. В прошлом году расхватывали, как горячие пирожки, и модели, которые только встали на конвейер. Независимо от цены и класса. Продажи Mitsubishi Lancer, например, открылись только в августе. Но до конца года уже было продано 2758 машин. 2-е место по продажам среди всех внедорожников занял VW Touareg, который начали продавать с конца зимы. Другие лидеры новинок - Hyundai Getz и Elantra, Chrysler Crossfire (стоимостью 50 000 евро) и Lexus LS430 ($95 400).

Самыми покупаемыми автомобилями в сегменте "премиум" остаются машины BMW. Лидер - "5-я серия" (1268 штук). После долгого застоя возобновился спрос на машины Mercedes-Benz (рост продаж - 50%), причем на самые дорогие машины этой компании - S-класса (продано 1076 штук). Они остаются лидерами по продаже среди других машин Mercedes-Benz, что свидетельствует о неизменности имиджа этой марки у российских покупателей. Новых "семерок" от BMW (стоимостью не менее 100 000 евро) продано 641 шт., и спрос на них среди российских бизнесменов продолжает расти.

Но положение иностранцев в России по-прежнему непрочно: 1-2 модели, а не семейства машин, как на Западе, определяют их успех или неудачу в нашей стране. Достаточно небольшого спада или повышения спроса на одну модель, чтобы производитель откатился назад или взлетел вверх по отношению к своим конкурентам в общем зачете. Причем у тех, кто продает успешно хотя бы две модели, дела в России начинают идти особенно хорошо. Тем не менее иностранцы в России смотрят в будущее с оптимизмом и намерены, как свидетельствует их сверстанные планы на этот год, продолжать отнимать хлеб у российских автопроизводителей.

Наиболее популярные марки импортных автомобилей в России

Место, марка Продано в 2003 г., шт. Соотношение к 2002 г., %
1 (4) Toyota 25 075 +300
2 (9) Ford 20 712 +300
3 (1) Daewoo 20 255 +30
4 (5) Mitsubishi 17 663 +16
5 (10) Hyundai 14 561 +260
6 (11) Kia 12 420 +230
7 (3) Renault 11 237 +37,5
8 (6) Nissan 9 470 +18
9 (7) Peugeot 8 850 +23
10 (2) Opel 7 318 +255
11 (8) Volkswagen 6 335 -7,1
12 (2) Skoda 6 291 - 33,3
13 Volvo 5 027 +72
14 Suzuki 4 044 +200
15 BMW 3 774 - 0,4
16 Honda 3 575 +270
17 Mercedes-Benz 3 205 +50
18 Citroen 3 160 +39
19 Audi 3 111 +15
20 Mazda 1862 +300


В скобках - место, которое марка занимала в 2002 году.

Источник: "Известия", по данным дилеров.


Самые продаваемые модели иностранного производства в России

Место, модель Продано в 2003 г., шт.
1 (5) Ford Focus 15 876
2 (1) Daewoo Nexia 14 722
3 (11) Toyota Corolla 8 772
4 (2) Mitsubishi Carisma 7 867
5 (14) Toyota Camry 6 404
6 (7) Hyundai Accent 6 198
7 (4) Daewoo Matiz 5 533
8 Kia Rio 5 479
9 Hyundai Getz 4 132
10 (10) Skoda Octavia 3 611


В скобках - место, которое марка занимала в 2002 году.


Источник: Известия