21.01.2004

Тропой Чон Ду Хвана. России грозит банковский кризис по-южнокорейски



Наталия ОРЛОВА, Алексей ТИХОНОВ

Россия вступила в эпоху бума потребительских кредитов. В будущем это неизбежно приведет к волне невозвратов по ним. В Южной Корее это уже угрожает стабильности национальной банковской системы. Применительно к России есть только два вопроса - когда ожидать взрыва неплатежей? И чем это закончится для банковской системы?

Новая корейская угроза

В январе этого года многие корейские держатели кредитных карточек не смогли снять наличные в банкоматах. Крупнейший эмитент "пластика" - компания LG Card оказалась на пороге банкротства. А перед страной замаячила новая финансовая угроза. Корея, как и Россия, уже пережила мощнейший финансовый кризис, который потряс ее в 1997-1998 гг. Главным его уроком стал полный разворот экономической политики корейского правительства. На место прежней, которая ставила основной задачей создание и развитие экспортоориентированной индустриализации и сопровождалась массовым кредитованием чеболей, пришла забота о национальных потребителях. Правительство рефинансировало свои банки и поставило перед ними задачу - увеличить объем кредитования физических лиц. Для этого оно даже пошло на предоставление налоговых поблажек тем покупателям, которые использовали при покупке кредитные карточки. В результате каждый житель страны в прошлом году уже имел по четыре кредитные карточки. Неизбежным итогом кредитного взрыва стало потребительское перекредитование - когда наличные снимались с одного кредитного счета для платежей по старым кредитам. В конце прошлого года 13,5% общей суммы потребительского долга восьми крупнейших корейских эмитентов кредитных карточек было просрочено.

"В Южной Корее просто был бум потребительского кредитования - кредиты давали все кому не лень, - считает глава рейтингового агентства "Русрейтинг" Ричард Хейнсворт. - В России доля долгов населения банкам, несмотря на активное развитие этого рынка, пока ничтожна". Поэтому, по мнению аналитика, кризис личных банкротств не так актуален для банков России, как, например, для английских банков.

Российский кредитный дебют

Доля российского рынка потребкредитов пока действительно невелика. Эксперты оценивают этот рынок приблизительно в $8 млрд. Из них около $3,8 млрд выдал Сбербанк, а $4,2 млрд - остальные банки, бурно развивающие розницу. Причем Сбербанк выдает эти кредиты исключительно в своих отделениях. Комбанки отделениями не ограничиваются и выдают потребкредиты в местах большого скопления потребителей, т.е. непосредственно в торговых точках. Банковские мини-отделения уже закрепились в магазинах всех городов-"миллионников" и проникают в города помельче.

Если говорить о классическом потребительском кредитовании, то объем этого рынка в настоящий момент составляет примерно $1-$1,5 млрд. "По нашим прогнозам, в 2004 году рынок вырастет до $2 млрд, а к 2007-2008 годам - до $10-15 млрд", - считает президент банка "Русский стандарт" Дмитрий Левин. Остальные сегменты банковского бизнеса о таких темпах роста не мечтают.

Но для того чтобы рынок рос, банкам приходится идти на различные ухищрения. Тот же "Русский стандарт" избегает показывать потребителю конечную ставку по кредиту, пряча ее под креативными слоганами, типа "Кредит за 10%". 10% - естественно, не процентная ставка, а размер первоначального взноса за выбранный товар. А настоящая стоимость такого кредита, как свидетельствуют расчеты приведенного на сайте банка примера, - 40%.

Это ноу-хау - показывать не ставку, а расчеты, сколько и когда придется платить, - позаимствовало большинство банков, кредитующих население в магазинах. Проценты по такому кредиту, естественно, гораздо выше, чем у того же Сбербанка, который в качестве компенсации продолжает оставаться чемпионом по волоките. Для российских заемщиков это противоречие внове. А американским его доходчиво описал популярный писатель Лесли Уоллер еще в начале 60-х годов прошлого века.

Опыт начала 60-х годов

Действие романа "Банкир" разворачивается в США в эпоху настоящего бума потребительского общества. Персонажи рассматривают потребительский кредит в $2000. Ребенок просит папу-банкира помочь решить "задачку на проценты".

- Заем - семипроцентный. Семь процентов от 2000 - 140 долларов. На два года. Значит, заем будет стоить еще 280 долларов в процентах. Правильно?

- Да.


Все, кажется, просто. Однако банкир объясняет маленькую тонкость, которую пока не усвоили российские потребители:

- Когда ты занимаешь деньги и выплачиваешь их по месяцам, что делается с основной суммой? Она становится больше?

- Меньше.

- Правильно. Если ты пошел в банк за двухгодовым займом в 2000 долларов, ты подпишешь бумагу на 2280 долларов. Иными словами, они дадут тебе 2000 наличными, которые ты обязан выплатить, приплюсовав к ним полные два года процентов.

- Конечно. Это ведь естественно.

- Разве? Подумай об этом. Ты будешь платить более 10 долларов каждый месяц в течение двух лет. С каждой выплатой ты сокращаешь основную сумму займа. Но проценты ты платишь по-прежнему с 2000.

- Такой порядок. Что же тут странного?

- Давай предположим, что ты получаешь другой вид займа, по которому платишь проценты за то, что в действительности должен. Первый месяц - с 2000 долларов, но после года ежемесячных выплат останешься должен только 1000. Предположим, что каждый месяц ты платишь проценты только с оставшейся суммы. Сколько это составит за 2000 долларов при семипроцентном займе?

- 280. Я же сказал тебе.

- Нет. Ты заплатил бы около 70 долларов.

- Ты шутишь.

- Я серьезно.

- Но тогда... в том, первом, случае ты платишь процентов в четыре раза больше.


Когда Россия догонет Южную Корею

Однако пока российскому потребительскому кредитованию рано сворачивать бизнес. "С развитием рынка в России могут начаться южнокорейские проблемы, - говорит Хейнсворт. - Но надо быть реалистом, когда это может произойти. В России в течение ближайшего года или даже двух-трех рынок не насытится настолько, чтобы раздавать кредиты кому попало. В Южной Корее все накапливалось несколько лет".

Источник: Известия