19.01.2004

Сотовый импорт "белеет"



Роман Дорохов

         Согласно исследованию Mobile Research Group (MRG) за прошедший год продажи сотовых телефонов в России практически удвоились - с 8 млн до 15 млн штук. Россияне купили бы и больше телефонов, но их просто не успели завезти - весь конец года спрос на телефоны в стране существенно превышал предложение. Несмотря на это, уровень так называемого серого импорта (ввоз сотовых телефонов, не предназначенных для продаж в нашей стране) опустился в IV квартале 2003 г. до рекордно низкого уровня.

        По данным MRG, в 2003 г. общий объем российских оптовых продаж мобильных телефонов составил $1,63 млрд. "Лидерами стали занявшие по 23проц. рынка Nokia и Motorola, продавшие (с учетом серого рынка) по 3,5005 млн и 3,4855 млн телефонов соответственно. По 16проц. рынка пришлось на Siemens (2,446 млн) и Samsung Electronics (2,383 млн) ", - сообщил ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин.

        В конце года объем серых поставок значительно снизился. В IV квартале 2003 г. , по данным MRG, на них пришлось всего 4,5проц. рынка, что является своеобразным рекордом - в предыдущие годы показатель колебался между 30проц. и 50проц..

        "Местные офисы компаний-производителей обычно оценивают рынок, исходя из пессимистических прогнозов, а когда рынок растет, они перевыполняют план и получают бонусы из головных офисов. Здесь эта стратегия хорошо работала, когда в Европе был низкий спрос на телефоны и излишки часто переправляли к нам. Но теперь, поскольку спрос на трубки растет на всех рынках, представительства начинают биться между собой за получение больших квот. В этой битве российские представительства уступили европейским", - рассказывает Муртазин. Ситуация усугубилась тем, что в условиях дефицита европейские поставщики телефонов не давали дилерам крупных скидок, что отпугнуло неофициальных импортеров. И это привело к еще большему дефициту сотовых в России.

        Не все игроки рынка соглашаются с выводами MRG. "Цифры MRG по долям рынка производителей весьма спорны, - говорит менеджер по коммуникациям представительства Nokia Виктория Еремина. - По нашим данным, доля Nokia выше 23проц. ". По ее словам, Nokia в 2003 г. вообще не сталкивалась с дефицитом.

        Старший консультант ACM-Consulting Антон Погребинский считает, что лидером российского рынка был и остается Siemens. С ним согласна Татьяна Гуляева, директор "Евросети" по связям с общественностью. По оценке "Евросети", по продажам в штучном выражении лидирует Siemens, следом идут Motorola и Nokia и далее - Samsung.

        А вот директор сектора персональных средств связи представительства Motorola Инга Чурашова согласна в целом с данными MRG. По ее словам, за 2003 г. количество проданных ее компанией сотовых телефонов выросло в 4,5 раза и лишь дефицит трубок не позволил Motorola выйти на первое место. "Motorola первой среди производителей мобильных телефонов поверила в беспрецедентный рост отечественного рынка в 2003 г. ", - говорит Чурашова.

        "По нашим оценкам, у Samsung паритет с Siemens", - утверждает менеджер отдела телекоммуникаций Samsung Дмитрий Кузнецов. "Дефицит телефонов, конечно, был. Но он не был настолько критичным, чтобы можно было говорить о неправильной оценке спроса, - добавляет он. - Мы, например, предпочли переизбытку небольшой регулируемый дефицит".

        Пресс-секретарь дилерской сети Dixis Кирилл Лубнин связывает дефицит в 2003 г. с недооценкой спроса в России на новые модели телефонов. "Активная рекламная кампания, сопровождавшая выход новых моделей, только увеличила разрыв между спросом и предложением", - говорит он. Муртазин уверен, что дефицит сохранится и в 2004 г. Ожидания игроков рынка, рассчитывающих совокупно продать в 2004 г. в России не более 18 - 19 млн телефонов, он считает заниженными, прогнозируя продажи на уровне 21,5 млн.



Источник: Ведомости