19.01.2004

"Бригада" против Моцарта. Мелодии для мобильных продаются лучше самих телефонов



Александр ЛАТКИН

Мировой рынок мелодий для сотовых телефонов достиг в 2003 году $3,5 млрд. В России, где сотовая связь растет невиданными темпами, на мелодии для сотовых телефонов за год потратили около $7 млн, причем эти цифры достигнуты при стоимости одной композиции $0,6-1 в Москве и $0,3-0,6 в регионах. Однако часто мелодии в сотовом телефоне звучат фальшиво, поскольку этот рынок пока остается пиратским.

По данным компании The Arc Group, мировые продажи мелодий для мобильных телефонов выросли в 2003 году на 40% - до $3,5 млрд. По данным компании Mobile Research Group, главные игроки российского рынка таковы (они контролируют около 60% рынка): SPN Publishing (учредитель журналов Russian Mobile, Russian Digital), сервис сотового оператора "Вымпелком" BeeOnLine и компания "Инфон". Объем российского рынка мелодий для мобильных телефонов можно оценить примерно в $600 тыс. в месяц. Причем эти данные относятся к 2003 году - ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин рассказал "Финансовым Известиям", что в 2004 году цифры будут существенно выше, поскольку рынок растет на 70-80% в год.

Тот факт, что продажа "сотовых мелодий" стала в России самостоятельным рынком, подтверждает обилие телевизионной рекламы услуг по получению таких мелодий с помощью SMS. На телеканале MTV "Финансовым Известиям" рассказали, что сами не занимаются продажей мелодий: появляющиеся во время показа музыкальных клипов объявления о том, как можно скачать на телефон звучащую в данный момент мелодию, являются рекламой. Каков объем такой рекламы, на MTV не сообщили, однако рассказали, что в Европе она может составлять 80% всего ее объема на канале популярной музыки.

При этом Эльдар Муртазин отметил, что этот рынок пока во многом остается пиратским, поскольку у продавцов не всегда есть права на музыку. Кстати, здесь не всегда может помочь даже договор с Российским авторским обществом (РАО) или Российским обществом по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), поскольку у них тоже есть права далеко не на все модные новинки. Правда, как отметил аналитик, тот же европейский рынок, который по объемам многократно превосходит наш, только сейчас начинает приводиться в порядок в соответствии с законами.

Понять, что на нашем рынке мелодий для мобильных телефонов порядка нет, может практически каждый. Когда чей-то телефон начинает играть музыку, которая не была изначально в него заложена, а была загружена пользователем, то она часто звучит несколько фальшиво. Оказалось, что многие мелодии записаны с отклонениями намеренно - если мелодия несколькими нотами отличается от оригинала, ее продавцу можно избежать проблем с владельцем авторских прав. Однако для того, чтобы сотовый абонент купил запись, узнав в ней любимую мелодию, ее гармоническую основу (продавцы мелодий называют ее "паттерн") оставляют оригинальной. Иными словами, продавцы таких мелодий используют тотальную музыкальную неграмотность населения. Однако такая ситуация основным игрокам рынка не нравится, поскольку при его стремительном росте проще работать при наличии четких правил, регулирующих взаимоотношения игроков.

Сотовые операторы не раскрывают, сколько они зарабатывают именно "музыкальным" бизнесом. В компании "Вымпелком" (торговая марка "Би Лайн") "Финансовым Известиям" сообщили, что спрос на эту услугу вырос за год в 10 раз и рынок будет расти очень быстро, поскольку полифонических телефонов становится все больше. В компании "Мегафон" сообщили, что эта услуга входит в пятерку самых популярных неголосовых услуг, доход от которых в 2003 году составил 14% - этот показатель обычно называют "индексом инноваций". Собственных хит-парадов сотовых мелодий в мобильных компаниях не формируют, однако отмечают, что популярность той или иной композиции не всегда можно объяснить влиянием "настоящих" хит-парадов, которые составляют телевизионные каналы и радиостанции. Кстати, на MTV тоже признали не очень сильное влияние хит-парадов на выбор абонентов.

Чаще всего человек выбирает мелодию не из соображений ее популярности, а для того, чтобы выделиться. В одном из сотовых операторов рассказали, что между "сложностью" мелодии и образовательным уровнем абонента иногда наблюдается обратная зависимость - зачастую люди, весьма далекие как от музыкальной культуры, так и от культуры вообще, выбирают Моцарта, Баха и Бетховена, а телефон одного из дирижеров Большого театра радостно играет незабвенную "Мурку".

Топ 10 мелодий для мобильных телефонов

Главная тема к к/ф "Бригада".
ИГОРЬ КОРНЕЛЮК - Город, которого нет
Группа "ЛЕНИНГРАД" - www
Мелодия из к/ф "Шерлок Холмс и доктор Ватсон"
Группа "ВИА ГРА" - Не оставляй меня, любимый
Дуэт "ЧАЙ ВДВОЕМ" - Ласковая моя
Pink Panther ("Розовая пантера")
Группа EAGLES - Hotel California
Группа "ДИСКОТЕКА АВАРИЯ" - Disco Superstar
Группа "ТАТУ" - Простые движения

SPN Publishing



Источник: Известия