13.01.2004

Ажиотаж в портах



Андрей Лемешко

         На подступах к крупнейшим портам европейской части России скопилось более 20 000 вагонов с грузами. Участники рынка говорят, что эту ситуацию спровоцировали сами Российские железные дороги (РЖД) , которые создали в первые дни нового года ажиотаж среди грузоотправителей. В самой РЖД считают виновными в кризисе портовиков, которые оказались не готовыми к наплыву грузов.

        Вчера РЖД выпустила пресс-релиз, в котором сообщила о прекращении приема заявок на дополнительную отправку грузов в порты Новороссийск, Грушевой, Туапсе, Мурманск, а также порты Прибалтики. По данным монополии, сейчас на подходах к ним в ожидании выгрузки простаивают более 20 000 вагонов с различными грузами. В РЖД указывают, что дополнительные заявки на грузовые перевозки принимаются только в адрес Санкт-Петербурга и ряда украинских портов. Как отмечается в сообщении РЖД, главной причиной вынужденного простоя подвижного состава стало увеличение грузопотока в конце прошлого года и несвоевременный подход танкеров для погрузки.

        Между тем в декабре Федеральная энергетическая комиссия по просьбе РЖД решила проиндексировать на 12% тарифы на грузовые перевозки не с 1, а с 12 января. На прошлой неделе РЖД отрапортовала, что это позволило за первые шесть дней нового года увеличить объемы погрузки более чем на 20% по сравнению с прошлым годом, в то время как ранее в этот период всегда наблюдалось снижение грузопотока. Участники рынка полагают, что именно это способствовало образованию заторов на подъездах к портам. Гендиректор "Транспортной корпорации" Владимир Винокуров говорит, что январские заторы в портах наблюдаются из года в год. Гендиректор "СУАЛ-Транспорта" Борис Чертков объясняет это тем, что в конце года компании пытаются успеть выполнить свои обязательства по отправке грузов на экспорт и инфраструктура портов и железных дорог не позволяет справиться с переработкой грузов. Винокуров указывает, что в этом году ситуацию усугубила инициатива РЖД. Многие грузоотправители поспешили в первые дни января отправить грузы по прежним тарифам. С ним соглашается и сотрудник "Металлоинвеста", который говорит, что инфраструктура портов оказалась не готовой к такому росту нагрузки.

        Начальник департамента по связям с общественностью РЖД Константин Пашков не соглашается с выводами грузоотправителей. "Наша цель - загрузить [железнодорожные] мощности - была достигнута, - говорит он. - А вот порты со своей задачей справиться не смогли". Он утверждает, что администрации портов были заблаговременно уведомлены РЖД о возможном росте грузопотока. Впрочем, Пашков говорит, что РЖД удалось избежать значительных убытков от простоев вагонов и в целом за счет роста объема перевозок компания оказалась в плюсе.

        А представители портов считают виновными в возникновении заторов самих грузоотправителей. Гендиректор Туапсинского порта Валерий Чубинидзе сообщил, что на подъездных путях к порту скопилось около полутора тысяч цистерн с дизтопливом. Он полагает, что случилось это из-за того, что грузоотправители не смогли обеспечить своевременный подход танкеров.



Источник: Ведомости