13.01.2004

Пробки в Босфоре. Турецкие власти ограничили проход танкеров через пролив



Александр Тутушкин
Кирилл Корюкин
Илья Хренников

         Плохие погодные условия в районе проливов Босфор и Дарданеллы в сочетании с ужесточением турецкими властями режима прохода судов через эти проливы привели к танкерным пробкам в этом районе и задержкам в поставках российской нефти в Европу.

        "Последний раз такая ситуация в Босфоре сложилась в 1991 г. во время войны в Заливе. На этот раз причиной стали плохие погодные условия и ограничения на прохождение больших танкеров, введенные турецкими властями в целях безопасности", - пишет британская FT. Поставки были задержаны почти на месяц, в результате чего стоимость фрахта танкеров возросла до $90 000 в день место обычных $20 000 - 25 000. По данным газеты, затор в проливах заставил приостановить транспортировку нефти к черноморским терминалам по одному из трубопроводов после того, как переполнились хранилища.

        Потребители, в свою очередь, вынуждены переплачивать за нефть, которая и так становится все дороже. Вчера цены на февральские нефтяные фьючерсы на Лондонской бирже достигли высшей отметки за последние девять месяцев - $31,55 за баррель. "Ситуация в Босфоре сильно ударила по нам, - сказал представитель одного из испанских НПЗ, - когда возникают серьезные задержки в поставках, нарушается весь план операций НПЗ. Нам приходится идти на спотовый рынок и покупать другую нефть по более высокой цене и более низкого качества". Сложности с поставками через проливы периодически возникали и ранее, но тогда проблему удавалось обойти, закупая сходную с российской по качеству нефть с иракского месторождения Киркук, но сейчас поставок оттуда не производится.

        О пробках в проливах говорит и эксперт Petroleum Argus Михаил Цовма. По его словам, их пик пришелся на середину декабря прошлого года, когда стояли 50 пустых танкеров, которые должны были грузиться в черноморских портах. В декабре 344 000 т нефти не было отгружено, и эти объемы были перенесены на январь. Сейчас ситуация улучшилась, но все равно более 30 танкеров стоят в очереди в северном направлении.

        Танкерам, заполненным российской нефтью, все тесней и тесней в Босфоре и Дарданеллах. По данным Минэнерго, в 2003 г. через проливы прошло 62 млн т российской нефти, а с учетом нефти КТК - почти 77 млн т нефти. Это на 25% больше, чем в 2002 г. По данным FT, за последние восемь лет объемы поставок из России удвоились, а вскоре через проливы должен хлынуть поток каспийской нефти. "Суда в Босфоре простаивают уже не первый год, и российские власти ведут переговоры с турками о том, чтобы упростить прохождение проливов. Но сейчас ситуация наложилась на рост спроса на нефть в Европе в период рождественских праздников", - рассказывает гендиректор судоходной компании "Совкомфлот" Дмитрий Скарга.

        Европейские нефтяники и дипломаты винят в создании нефтяной пробки турецкое правительство, которое ввело запрет на прохождение больших судов через проливы в ночное время в целях безопасности. Турецкий министр энергетики Хилми Гулер недавно заявил о том, что Анкара не хочет "превращать Босфорский пролив в трубопровод" и собирается искать другие пути решения проблемы. Вчера в прямом эфире радио "Эхо Москвы" посол Турции в России Куртулуш Ташкент признал, что затруднения последних дней с морской транспортировкой российской нефти через Босфор и Дарданеллы объясняются ограничительными мерами на проход судов, вводимыми Анкарой. По его словам, в зоне проливов, прежде всего в Стамбуле, проживают в общей сложности 15 млн человек и "понадобилось принять меры для обеспечения их физической безопасности, а также охраны окружающей среды".

        Впрочем, российская трубопроводная монополия "Транснефть", да и сами нефтяники пока не бьют тревогу. По словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, сейчас погрузка российской нефти идет в штатном режиме, поскольку нефтяники стали более осмотрительными и теперь заказывают танкеры не за 5 - 7 дней, как раньше, а за 20. Григорьев категорически опроверг информацию о том, что из-за затоваренности хранилищ приходилось останавливать прокачку нефти в направлении черноморских портов. Сотрудник пресс-службы КТК также заявил, что проблем с подачей судов нет. Представитель "Сибнефти" признает, что некоторые проблемы с отгрузкой нефти были, но на объемы добычи компании это не повлияло. Сотрудник другой крупной нефтекомпании говорит, что задержки на полдня-день бывают, "но это некритично". А судовладельцам, отмечает Скарга из "Совкомфлота", простои в проливах даже на руку: они с лихвой компенсируются ростом фрахтовых ставок.



Источник: Ведомости