25.12.2003

Продаст ли Березовский "Коммерсант"



И подвергнутся ли газеты и журналы такому же "огосударствлению", как телеканалы?

Могут ли в современной России существовать независимые от государства СМИ? Теоретически - да. Но практика все чаще опровергает теорию. Завершив в уходящем году "огосударствление" телеканалов, Кремль может теперь взяться за неугодные ему газеты и журналы. Первый на очереди - "Коммерсант".

Объем денег на рекламном рынке позволяет многим СМИ нормально функционировать и даже извлекать прибыль. Но сейчас в России нет ни одного не зависимого от государства общероссийского телеканала. Последний якобы независимый телевизионный оплот - ТВС - просуществовал год и пал в июне. Конструкция "Медиа-Социума" (владелец ТВС), построенная группой разномастных олигархов, начала разваливаться в первые же месяцы существования канала. А к своей годовщине "Телевидение Свободы" (так с усмешкой расшифровывали аббревиатуру ТВС сотрудники канала) бесславно загнулось. Освободившееся место в эфире занял "Спорт".

Сейчас в России фактически не осталось влиятельных СМИ, независимых от государства или от денег их владельцев-олигархов. "Не важно, что у некоторых компаний форма собственности негосударственная, - говорит бывший телевизионный деятель Борис Березовский. - Важно, что те, кто оплачивает функционирование каналов, сами находятся под контролем государства". А для олигархов-издателей идти на конфликт с властью чревато неприятностями. Власть наглядно продемонстрировала это на примере Владимира Гусинского, чья медиа-империя теперь полностью подконтрольна власти.

Правда, остается еще издательский дом "Коммерсант", которым владеет несимпатичный Кремлю Березовский. Он говорит, что предложения продать издательский дом ему поступали уже не раз. "Предложений было много, в том числе и от Потанина, - говорит Березовский. - Но до тех пор, пока я понимаю, что "Коммерсант" в России может работать как независимая от государства компания, у меня нет никаких идей с его продажей. Я думаю, что за всем этим стоят люди, которые хотят угодить Кремлю, либо Кремль непосредственно". Иными словами, лояльный Кремлю Владимир Потанин, контролирующий крупный издательский дом "Проф-Медиа", может оказаться просто посредником в воображаемой сделке.

Генеральный директор и главный редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев говорит, что пока его журналисты давления на себе не испытывают: "Всегда найдутся люди, недовольные тем, как мы освещаем то или иное событие, мероприятие. Мне периодически звонят, высказывают недовольство, ругаются. Да и вашему редактору наверняка тоже звонят. Но все это рабочие моменты, а целенаправленного прямого давления никто на нас не оказывает".

Между тем легальных поводов не просто "поругаться", а применить к СМИ карательные меры в новом году у власти найдется предостаточно. Либеральное законодательство о СМИ успели серьезно подлатать, изменив сам закон "О средствах массовой информации", а также закон о выборах. Есть еще так называемая "Антитеррористическая конвенция", с подачи Минпечати представленная как некий кодекс поведения журналистов при освещении чрезвычайных ситуаций.

Качество предвыборной "дискуссии" в новых условиях резко упало. Исчез прямой эфир (за исключением "Свободы слова" на НТВ), каналы выдавали санкционированную ЦИКом информацию. Предвыборные "реалити-шоу" 90-х уступили место срежиссированным теледебатам в записи на двух основных каналах.

Скорее всего, в 2004 г. печатные СМИ повторят судьбу электронных и подавляющее большинство из них попадут под влияние власти. "К этому все и идет, - говорит Березовский. - Я считаю, что если Путин будет переизбран, то никакого пространства для свободных от государства мнений, позиций и возможности выражать их через СМИ не останется".

Наконец, в правительстве лежит проект нового закона о СМИ. Его сооружал под председательством гендиректора "Первого канала" Константина Эрнста Индустриальный комитет СМИ (в составе комитета - гендиректор телеканала "Россия" Антон Златопольский, президент "Медиасоюза" Александр Любимов, главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов и другие). Считается, что настало время творчески осмыслить и отразить в законе ряд важных моментов, до сих пор неурегулированных. Например, в отношении прав на владение СМИ.

Каким окажется этот закон после редактуры президентской администрации, можно только гадать.

Но уже сейчас, и без путинских поправок, власть получила от группы лоббистов из Индустриального комитета проект, который выгоден самой власти, а также отдельной группе крупнейших федеральных СМИ.

Источник: Журнал "Русский Фокус"