17.12.2003

"Бегуны" из "ФИНАМа" . Инвесткомпания купила агентство интернет-рекламы



Александр Борейко
Светлана Петрова

         Инвестиционная компания "ФИНАМ" решила создать холдинг высокотехнологичных предприятий. Первым в него вошло специализирующееся на продаже рекламы в Интернете агентство "Бегун", 80% акций которого "ФИНАМ" приобрел на этой неделе.

        "Бегун" был основан выходцами из аналитической компании SpyLOG в январе 2002 г. Компания разработала систему размещения контекстной интернет-рекламы с оплатой за результат: ее содержание привязано к запросам пользователей, например тематика показываемых объявлений варьируется в зависимости от того, что они ищут в поисковой системе. В месяц "Бегун" проводит около 3000 рекламных кампаний со средним бюджетом $50 каждая. В компании работает около 20 человек.

        В группу компаний "ФИНАМ" входят одноименная инвесткомпания, управляющая компания "ФИНАМ Менеджмент", информационная группа "ФИНАМ" и страховой брокер "ФИНАМ Страхование". По данным НАУФОР, по итогам II квартала биржевые обороты ИК "ФИНАМ" составили 63 млрд руб. (6-е место) , внебиржевые - около 226 млн руб. (106-е).

        Гендиректор "ФИНАМа" Виктор Ремша сообщил "Ведомостям", что в понедельник его компания завершила сделку по приобретению 80% акций "Бегуна". "Мы считаем, что контекстная реклама будет динамично развиваться в российском Интернете", - говорит он.

        По словам Ремши, покупка "Бегуна" лишь первая в цепочке планируемых приобретений в сфере высоких технологий - помимо него в создаваемый холдинг войдет еще несколько высокотехнологичных проектов, к покупке которых сейчас присматривается "ФИНАМ". Назвать эти проекты Ремша отказался, как и обсуждать какие-либо подробности будущего холдинга.

        "Когда формирующее влияние "Бегуна" на рынок стало очевидным, нам стали поступать предложения о покупке", - рассказывает исполнительный директор агентства Алексей Басов. Он говорит, что акционеры несколько раз собирались, чтобы обсудить их, и в итоге одно из предложений был принято.

        Соучредителями "Бегуна" являлись частные лица, часть из которых сохранила 20% -ный пакет. Условия сделки стороны не раскрывают. "Являясь одним из бывших акционеров, я тем не менее не могу выступать от лица всех участников сделки со стороны "Бегуна", - говорит Басов. По его словам, теперь компания получит новые возможности для развития и сохранит статус самостоятельной компании в рамках холдинга.

        Участники рынка неоднозначно оценивают приобретение "ФИНАМа". Президент онлайнового рекламного агентства IMHO VI Арсен Ревазов считает бизнес "Бегуна" весьма перспективным и оценивает его стоимость примерно в $1 млн. По его оценке, доля "Бегуна" на рынке онлайновой рекламы составляет не менее 3 - 5%.

        Президент онлайнового рекламного агентства AdWatch Лев Глейзер оценивает годовой оборот "Бегуна" в $750 000 и полагает, что "ФИНАМ" мог заплатить за 80% его акций около $250 000. "Рекламное агентство не оценивается исходя из оборота. Его рентабельность сильно зависит от отношений с партнерами", - поясняет Глейзер. По его мнению, бизнес "Бегуна" слишком зависим от портала Mail.ru - крупнейшей площадки, на которой агентство продает рекламу. Поэтому важно, насколько прочны эти отношения и на какой срок заключен контракт с Mail.ru. "Важно также, удастся ли "Бегуну" наладить отношения с другим интернет-порталом - Rambler", - добавляет Глейзер. Басов не согласен с зависимостью бизнеса "Бегуна" от крупных игроков Рунета. Он размещает рекламу на множестве площадок, среди которых около 1500 мелких сайтов, приносящих олее половины доходов.

        Вице-президент Mail.ru Татьяна Желонкина говорит, что компания довольна сотрудничеством с "Бегуном". По ее словам, контракт между Mail.ru и "Бегуном" гибкий и предусматривает возможность одностороннего расторжения. "Мы надеемся, что приобретение "Бегуна" не повлияет на отношения между компаниями", - говорит Желонкина.

        А вот Rambler вряд ли прибегнет к услугам "Бегуна" - он планирует вскоре запустить собственную службу контекстной текстовой рекламы. "Для этого нам пришлось бы его купить, но нас, похоже, опередили", - смеется замгендиректора Rambler Иван Засурский.

        В истории Рунета уже было несколько успешных примеров сотрудничества инвестбанков с интернет-проектами. В 1999 г. ИГ "Русские фонды" приобрела пакет интернет-портала Rambler, а две недели назад продала его инвестбанку FMCG. А недавно концерн "Нефтяной" приобрел крупный пакет Mail.ru. Руководство компании довольно сделанными инвестициями.



Источник: Ведомости