16.12.2003

Самая сладкая компания . Группа "Гута" и Москва создали крупнейший кондитерский холдинг России



Ринат Сагдиев

         Группа "Гута" и московское правительство объявили о создании кондитерского холдинга, который станет крупнейшим в России и пятым по объему продаж среди пищевых компаний страны. Впрочем, президент "Гуты" Артем Кузнецов говорит, что на этом скупка кондитерских активов еще не закончена, и обещает продолжить экспансию в регионы и страны СНГ.

        Группа "Гута", по собственной оценке, контролирует 25% кондитерского рынка в денежном выражении и 14% в объемном. Среди подконтрольных ей предприятий - концерн "Бабаевский" (74% акций) , "Красный Октябрь" (55% ), "Рот Фронт" (56% ), "Айс-Фили" (30% ). Совладельцем трех последних является правительство Москвы: департаменту госимущества принадлежит 25,2% акций "Красного Октября", около 24% акций "Рот Фронта" и 15% - "Айс-Фили". И "Гута", и столичные власти неоднократно объявляли о планах создания кондитерских холдингов на базе своих предприятий, поэтому объединение было ожидаемым.

        Вчера Кузнецов и министр московского правительства Евгений Пантелеев рассказали, каким будет новый холдинг. Руководить холдингом будет один из его акционеров (размер пакета не раскрывается) - гендиректор компании, управляющей кондитерскими активами "Гуты", Сергей Носенко. Она получит контрольный пакет акций ОАО "Объединенные кондитеры", а Москва предложила за блокирующий пакет доли в восьми городских предприятиях и еще трех ГУПах - после их акционирования в 2004 г. (см. таблицу). Если этого окажется недостаточно ( "Гута" оценила блокпакет в $120 млн) , Москва внесет в холдинг доли еще нескольких предприятий, говорит Пантелеев. "Впрочем, Москва готова предложить новые предприятия в любом случае", - уточнил он. По его словам, передавая акции в холдинг, город повышает капитализацию своих пакетов и создает реального конкурента западным производителям.

        "Конечно, более крупные, объединенные компании обладают большим потенциалом для получения экономических выгод, что благоприятно отражается на их конкурентоспособности", - прокомментировала "Ведомостям" появление конкурента директор по внешним корпоративным вопросам российского подразделения международного концерна Nestle Дженнифер Галенкамп.

        По оценке Кузнецова, "Объединенные кондитеры" станут крупнейшим в России кондитерским холдингом, объем продаж которого в 2003 г. приблизится к $600 млн. Совокупный оборот кондитерских компаний "Гуты" превысил в 2002 г. $500 млн, а объем продаж переданных Москвой предприятий Носенко оценил в $100 млн.

        Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко подтверждает вывод Кузнецова. По его оценке, в России очень мало пищевых компаний с таким годовым оборотом, а на кондитерском рынке и вовсе нет. Для сравнения, продажи "Вимм-Билль-Данна" составят в 2003 г. - $950 млн, Nestle (в России) - $750 млн (из них шоколадное направление - $380 млн) , "Балтики" - $715 млн, SUN Interbrew - $410 млн, "Черкизовского" - $380 млн.

        Впрочем, этим "Объединенные кондитеры" не намерены ограничиваться. Кузнецов заявил "Ведомостям", что скупка кондитерских предприятий не закончилась. "Сейчас мы рассчитываем на помощь нового акционера - московского правительства - в экспансии в регионы и Белоруссию, Казахстан и на Украину", - говорит Кузнецов. По его словам, увеличившаяся до 45% доля в "Айс-Фили" и 35% -ный пакет акций хлебобулочного комбината "Звездный" позволят холдингу участвовать в деятельности этих предприятий, которые сейчас контролируются Русским генеральным банком (РГБ). Кузнецов не исключил, что "Гута" может выкупить контрольные акции у РГБ. "Здесь главное - вопрос цены, - отвечает гендиректор "Звездного" Андрей Дмитрюк. - Если они [ "Объединенные кондитеры"] предложат цену, которая нас устроит, мы продадим акции, или же мы сами можем предложить "Гуте" выкупить их акции". По его словам, пока РГБ готов предложить "Гуте" только участие в инвестировании в "Звездный" путем размещения дополнительных акций или привлечения заемных средств.

        Сами же "Объединенные кондитеры" намерены инвестировать только в маркетинг, работу с брэндами (из 3000 торговых марок оставят 2100 - 2400) , создание системы сбыта и переоборудование фабрик. По словам Кузнецова, в ближайшие 3 - 5 лет на эти цели будет потрачено $250 млн. Однако в источниках финансирования партнеры разошлись. "Гута" планирует обойтись собственными средствами, не прибегая к заимствованиям, а московское правительство, по словам Пантелеева, планирует вывод акций холдинга на фондовый рынок.



Источник: Ведомости