11.12.2003

Shlumberger пришел . Нефтесервисная компания купила "ПетроАльянс"



Александр Тутушкин

         Одна из крупнейших в мире нефтесервисных компаний - Shlumberger решила расширить свое присутствие в России. Она покупает нефтесервисную компанию "ПетроАльянс". Аналитики двояко оценивают эту сделку. Они считают ее свидетельством привлекательности российского рынка и в то же время опасаются его монополизации западными гигантами.

        Schlumberger и "ПетроАльянс" занимаются оказанием услуг для нефтяников - сейсморазведкой, ремонтом и цементированием скважин, моделированием месторождений, геофизическими исследованиями, а также комплексной организацией освоения месторождений. Выручка Shlumberger в 2002 г. составила $13,2 млрд, чистые убытки - $2,32 млрд. "ПетроАльянс" зарегистрирован на Кипре, работает в России и странах СНГ. Это крупнейшая из российских независимых сервисных компаний. Выручка "ПетроАльянса" за 2002 г. составила $112 млн.

        Как сообщила Shlumberger в своем пресс-релизе, она намерена приобрести "ПетроАльянс". Документ гласит, что компаниями уже подписано соответствующее соглашение. Сделка будет многоступенчатой. В I квартале 2004 г. Shlumberger приобретет 26% акций "ПетроАльянса", еще 25% будут куплены во II квартале 2005 г. и остальные акции - еще через год. Сумма сделки не сообщается, однако в пресс-релизе сказано, что окончательно она определится в 2005 г. и будет зависеть от показателей деятельности "ПетроАльянса". Треть этой суммы планируется выплатить деньгами и две трети - акциями Shlumberger. Президент "ПетроАльянса" Александр Джапаридзе также отказался называть "Ведомостям" сумму сделки. Он лишь сказал, что выгодоприобретателями по ней станут около 40 менеджеров "ПетроАльянса", которым принадлежат 100% акций компании.

        Джапаридзе объясняет, что главная причина продажи компании - в необходимости получения доступа к передовым мировым технологиям. По его словам, далеко не все ноу-хау можно купить за деньги - их владельцы соглашаются на передачу технологий только в обмен на участие в уставном капитале. Как говорит президент компании, одним из основных условий сделки является то, что она останется на рынке после продажи. По его словам, в первые три года "ПетроАльянс" будет абсолютно независимым и все решения в компании будут приниматься ее нынешним менеджментом, который и после сделки сохранит свои посты еще примерно на два года. Джапаридзе говорит, что все это время его компания будет конкурировать с Shlumberger.

        Аналитик инвестиционного банка "Траст" Владислав Метнев отмечает, что объявленная сделка свидетельствует о привлекательности российского сервисного рынка. Он напоминает о желании "ЛУКОЙЛа" продать свою сервисную компанию "ЛУКОЙЛ-Бурение". Но договориться об условиях сделки с претендентами на выставленную еще в прошлом году на продажу компанию "ЛУКОЙЛу" до сих пор не удается. "Если исходить из объема выручки "ПетроАльянса", то очень приблизительно компанию можно оценить в $200 млн", - говорит Метнев. А Валерий Нестеров из "Тройки Диалог " опасается, что если скупка сервисных компаний продолжится, то рынку грозит монополизация со стороны западных компаний и существенное повышение цен на услуги. "Российским нефтяникам это грозит большими потерями", - предупреждает Нестеров.

        Те же мысли тревожат и нефтяников. Старший вице-президент "ЮКОС-ЭП" Джо Мэк, выступая недавно перед инвестиционными аналитиками, сказал, что нефтяным компаниям, возможно, не стоит продавать сервисные подразделения. Он объяснил это тем, что услуги западных компаний многократно дороже, чем у их российских коллег.



Источник: Ведомости