04.12.2003

России не нужен Киотский протокол . Чиновники больше не сомневаются, что его ратификация невыгодна стране



Анастасия Онегина
Светлана Иванова

         Российские чиновники уже не хотят, чтобы страна присоединялась к Киотскому протоколу. Во вторник советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов сказал, что Россия не ратифицирует протокол в его нынешнем виде. Теперь сомневаться в выгоде от торговли квотами на выброс газов стали и в правительстве.

        Киотский протокол подписан в декабре 1997 г. и предполагает снижение выбросов парниковых газов (углекислый, фториды, метан, закись азота) в мире на 5,2% за 2008 - 2012 гг. Страны, которые загрязняют окружающую среду меньше установленных нормативов, могут продавать квоты на выброс "лишних" газов государствам, превышающим лимиты. Чтобы протокол вступил в силу, его должны ратифицировать как минимум 55 стран, на долю которых в 1990 г. приходилось не менее 55% общего объема выбросов. Протокол ратифицировали 118 государств. США (36,1% загрязнений в 1990 г. ) в марте 2001 г. отказались утверждать документ, а российские власти (17,4% ) до сих пор не приняли решения по этому вопросу.

        Премьер-министр Михаил Касьянов еще в сентябре 2002 г. пообещал зарубежным партнерам, что Россия ратифицирует Киотский протокол "в ближайшее время". Расчеты правительства, проведенные перед подписанием документа, как поясняет источник в одном из министерств, сулили сплошные выгоды: лимиты на выбросы для России были установлены на уровне 1990 г. , а после этого отечественные предприятия снизили загрязнения на треть. "Более того, только за последние три года энергоемкость промышленности при росте ВВП сократилась на 15% , так что все говорило о том, что мы сможем торговать квотами примерно на 3 млрд т газа", - говорит источник в Минэкономразвития.

        Однако затянувшийся процесс ратификации протокола теперь может окончательно остановиться. Вчера после саммита европейских и российских промышленников советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов заявил, что в нынешнем виде Россия не может утвердить протокол. "Невозможно принять обязательства, которые налагают существенные ограничения на экономический рост в стране", - цитирует слова Илларионова агентство "Интерфакс". Двумя месяцами ранее советник президента уже пояснял логику отказа от Киото. Экономика стран, которые ратифицировали протокол, говорил тогда Илларионов, росла с 1998 г. в среднем на 2,1% в год, а остальных - на 3,9% , при этом ни одно государство, которое не увеличивало объем выбросов парниковых газов, не росло быстрее, чем на 4,5%. При этом, напоминал Илларионов, для удвоения российского ВВП за десятилетие отечественная экономика должна расти на 7,2% в год, поэтому рано или поздно стране придется превратиться из продавца в покупателя квот. "Сегодня мы можем продавать квоты [на выброс парниковых газов], но я надеюсь, что завтра таких возможностей с учетом развития экономики не будет", - вторил своему советнику президент Владимир Путин.

        Американская газета Wall Street Journal уже предположила, что Киотский протокол близок к аннулированию, поскольку без участия в нем США или России он не сможет вступить в силу, а Кремль показывает, что не стремится к ратификации.

        Как выяснилось, теперь и в правительстве, которое раньше ратовало за торговлю квотами, тоже появились сомнения в выгодах от присоединения к Киотскому протоколу. "Если партнеры будут приобретать квоты, то экономическая целесообразность [ратификации документа] есть, если не будут, но будут превышать свои квоты, то в этом протоколе [. .. ] нет никакого экологического смысла", - заявил вчера на пресс-конференции замминистра экономического развития Мухамед Циканов. "Да, мы по-прежнему говорим, что сможем торговать квотами на 3 млрд т, только кто у нас будет их покупать? - поясняет чиновник Минэкономразвития. - Без США максимальные потребности покупателей - это около 1 млрд т, и на них сейчас уже заключаются контракты без участия России. Мы можем вообще ничего не продать, а расходы, например, на поддержание системы учета возможных взносов в фонд Киотского протокола, все равно возникнут". Эту проблему, говорит источник, в Минэкономразвития поняли давно. "Просто президент в свое время сказал, что будем решать вопрос о ратификации, исходя из национальных интересов России, вот мы и решили [сейчас] расшифровать, как этот документ соотносится с нашими национальными интересами", - добавил чиновник.

        Как заявил "Ведомостям" высокопоставленный источник в правительстве, "когда смотришь детали [протокола], то все выглядит не так радужно, как мы думали [когда подписывали документ]". "Но правительственные чиновники не будут открыто критиковать протокол, а Илларионову это можно, - говорит источник. - На самом деле, сейчас никто не может однозначно сказать, ратифицируем ли мы его, вопрос вошел в фазу очень резкого и активного обсуждения".

        Бизнесмены по-разному оценивают выгоды от присоединения к Киотскому протоколу. "Наш анализ показал, что это дело перспективное, выгодное, и мы не сомневаемся, что к протоколу надо присоединяться", - говорит руководитель департамента по работе со СМИ РАО ЕЭС Андрей Егоров. По мнению председателя правления Национального углеродного соглашения (созданного российскими компаниями с целью использования возможностей протокола) Сергея Васильева, в реальности "наши затраты на присоединение [к Киото] практически никакие, а его смысл - не в продаже квот". "Можно привлекать западные компании, например, для замены допотопных угольных электростанций на современные газовые котлы и оплачивать часть квотами", - отмечает Васильев.

        Высокопоставленный сотрудник "Русала", напротив, убежден в том, что "в протоколе скрыты настоящие ловушки для компаний, например, возможность пересмотра базового учетного года, необходимость вести экологический учет по международным стандартам и т. д. ". "Просто некоторые еще этого не поняли", - считает источник.



Источник: Ведомости