04.12.2003

Вклады в швейцарских банках защищены конституцией



Ольга Кучерова

Швейцарский парламент проголосовал за то, чтобы – вопреки давлению Комиссии ЕС – закрепить банковскую тайну в конституции. Парламентская комиссия в ближайшие дни уточнит, в какой форме это будет отражено в основном законе страны.

Голосование швейцарского парламента по вопросу о банковской тайне четко определило позицию страны и, вероятнее всего, вызовет резко негативную реакцию со стороны ЕС. В современной Европе помимо Швейцарии есть еще несколько стран, строго охраняющих банковскую тайну: Люксембург, Гибралтар, Монако, Андорра, либерализмом законодательства в этой сфере отличаются также Бельгия и Австрия. Открыв счет в банке, соблюдающем тайну вложений, вкладчик может быть уверен, что никто не имеет права заглянуть в его счет. Режим банковской тайны в Швейцарии запрещает банкам разглашать любую информацию о счете клиента. За разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, банкир может быть подвергнут тюремному заключению, штрафу, его могут обязать возместить убытки. Банковская тайна не ограничена во времени, она остается в силе даже после закрытия счета клиента. Исключения из банковской тайны строго предусмотрены в законе: это может быть лишь мотивированное обращение Интерпола, когда речь идет о доказанном правосудием явном отмывании денег.

Привлекательность банковского секрета заключается также в том, что вкладчик может не платить налог со своего дохода, полученного в виде годовых процентов на помещенный в банк капитал. В других странах этот доход облагается налогом в размере 15–50%. По оценкам экспертов, речь идет об отмывании по меньшей мере $500–700 млрд в год.

Именно сохранение банковской тайны остается причиной особой привлекательности этих финансовых институтов для клиентов. Швейцария по-прежнему крупнейший в мире банковский центр, управляющий $1,2 трлн активов зарубежных клиентов. Однако в последнее время на страну стало ощущаться страшное давление со стороны Еврокомиссии, которая требует прозрачности и предоставления полной информации о состоянии счетов граждан стран Европейского союза. Объединенная Европа не намерена мириться с существованием налоговых дыр, через которые уходят солидные суммы.

Звучали даже открытые угрозы со стороны стран ЕС ввести против «непокорных» жестокие экономические санкции включая запрет своим гражданам вести с ними дела. Отчасти вследствие этих причин объем средств физических лиц в управлении швейцарских банков сокращается: с $2,6 трлн в конце 2001 года он уменьшился до $2,2 трлн к концу 2002 года. Внесение в конституцию пункта о гарантиях банковской тайны должно уменьшить давление со стороны Еврокомиссии и исключить возможность пересмотра этого вопроса.

Аналитик ИК «Проспект» Марат Ибрагимов заявил «Газете.Ru», что этот законопроект играет на руку швейцарским банкам. «Усиливается конкурентное преимущество швейцарских банков, которое традиционно заключается не столько в надежности – можно найти достаточно надежные банки в Германии, и в США, и в Японии, сколько в конфиденциальности информации. Именно поэтому они платят низкие проценты, но люди заинтересованные все равно на это идут».

Швейцарские банкиры приветствуют решение парламента и считают, что дальнейшее ужесточение инструкций повредило бы банковскому сектору страны. «Бремя инструкций, ложащееся на швейцарские банки, в течение длительного времени было более легким, чем в Великобритании и США, – говорит Мишель Деробер, генеральный секретарь Швейцарской ассоциации частных банков. – Но это преимущество, похоже, исчезает, и в Швейцарии правила тоже становятся более формализованными».

Российские банкиры относятся к решению швейцарского парламента весьма сдержанно. Президент Дельта-Банка Александр Григорьев считает, что вопросы банковской деятельности и, в частности, банковской тайны должны регулироваться законодательством, а не выноситься на уровень конституции. При этом, по мнению Григорьева, степень жесткости требований к закону о банковской тайне должна быть адекватной уровню реальной преступности в данной стране, уровню культуры общества, историческим аспектам и т. д. «Я могу сказать, что для меня наиболее оптимальным вариантом представляется то, как регулируется банковская тайна в Великобритании», – заявил глава Дельта-Банка «Газете.Ru».

В России банки, по ст. 857 Гражданского кодекса, обязаны гарантировать своим клиентам тайну счета, вклада и сведений об операциях на счетах. Кроме того, они не имеют права разглашать информацию о самом владельце счета.

Передавать хранящиеся у них данные они обязаны лишь тем органам, которые указаны в ст. 26 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Раскрывать информацию о движении денег они обязаны судам, Счетной палате РФ, налоговым органам, таможне, а также органам предварительного следствия по возбужденным уголовным делам.

Но эксперты отмечают, что даже прописанные законодательно гарантии на самом деле не дают никакой защиты вкладчикам и заемщикам. «Если в стране могут посадить человека, который только что мелькал на всех телеэкранах, то что уж говорить о защите интересов отдельных частных лиц, – подчеркивает Марат Ибрагимов из ИК «Проспект». – На моей памяти – году в 1997–1998 – милиция проводила осмотр банковских ячеек в отсутствие абонировавших эти ячейки лиц. Все это происходило в рамках борьбы с отмыванием денег».

Источник: Газета.RU