02.12.2003

Челнокам дали временное послабление



Вчера департамент правительственной информации сообщил о подписании премьером Михаилом Касьяновым постановления о двукратном увеличении суммы беспошлинного ввоза товаров одним физическим лицом (челноком) – с $1 тыс. до 65 тыс. руб. (около $2,2 тыс.). Это постановление подтверждает норму, уже содержащуюся во вступающей в силу с 1 января новой редакции Таможенного кодекса. Между тем в Минэкономразвития, готовившем проект документа, уже работают над предложениями прямо противоположной направленности – об ужесточении правил ввоза товаров челноками.
       С января 2004 года в силу вступает новая редакция Таможенного кодекса. Его ст. 282 устанавливает, что "полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тыс. руб.". Между тем по действующему сейчас постановлению правительства #783 от 10 июля 1999 года "О перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" сумма беспошлинного ввоза равна $1 тыс. Для устранения этой коллизии правительство и было вынуждено издать новое постановление "О применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования".
       Любопытно, что с удвоением суммы беспошлинного ввоза изменения другого принципиально важного для челноков параметра – веса ввозимого товара – не произошло. Как и прежде, от уплаты каких-либо платежей освобождается груз весом до 50 кг. В случае если стоимость товара превышает 65 тыс. руб., но не достигает 650 тыс. руб. (сейчас этот норматив – $10 тыс.), а его вес больше 50 кг, но менее 200 кг (этот порог остался неизменным), превышение беспошлинного норматива будет облагаться платежом в размере 30% таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг (ставка также не изменилась). Наконец, для ввозимых гражданами "товарных" партий грузов стоимостью более 650 тыс. руб. и весом более 200 кг, как и сейчас, будет применяться тот же режим, что и при налогообложении юридических лиц.
       Правительству пришлось привести в соответствие с Таможенным кодексом и суммы беспошлинного получения товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Сейчас от всех платежей освобождены получатели посылок, бандеролей и пр. стоимостью до $100. Согласно норме кодекса и вступающему в действие с 1 января постановлению правительства, этот норматив увеличивается до 10 тыс. руб. (более $330).
       Заметим, что введенные депутатами в Таможенный кодекс нормы противоречат заявляемой в последнее время правительством линии на выдавливание челноков из внешней торговли. Две недели назад замглавы Минэкономразвития Максим Медведков выразил возмущение тем, что почти треть вещевого импорта в Россию приходится на челноков: "По экспертным оценкам, в страну ежегодно ввозится товаров народного потребления на $35 млрд. Из них на $10 млрд товаров привозят челноки – и все беспошлинно". По его мнению, "поскольку времена нехватки товаров прошли, государство должно изменить свою политику в этом вопросе".
       Поэтому сейчас ввоз гражданами товаров "для личных нужд" чиновники из Минэкономразвития иначе как "серым" импортом не называют. Как сообщил Ъ глава департамента тарифного регулирования МЭРТа Андрей Кушниренко, его министерством уже готовятся предложения по дифференциации ставок таможенного платежа для челноков. "Для ввозимых шуб должны быть одни ставки, для обуви – другие, косметики – третьи",– отметил глава департамента. По его словам, цель дифференциации – ужесточить правила ввоза товаров челноками. "Противоестественно, когда 70-80% импортируемой одежды и обуви ввозится физическими лицами – в чем тогда смысл существования таможенных тарифов?" – сказал Андрей Кушниренко. По его словам, согласовать эти предложения с Государственным таможенным комитетом пока не удалось, "но работа будет продолжена".
ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ

Стоимость таможенной очистки автомобилей не старше трех лет (таблица)

Как изменилось таможенное оформление автомобилей
       Постановление "О применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" изменяет порядок таможенных платежей за ввоз иномарок.
       По действующему порядку совокупный таможенный платеж за иномарки в возрасте до трех лет для физических лиц равен платежам, взимаемым с организаций. Он складывается из таможенной пошлины (25% от заявленной таможенной стоимости, но не меньше 1-2,35 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя), акциза (за одну лошадиную силу – 13 руб. при мощности двигателя от 90 до 150 л. с. и 129 руб. при мощности свыше 150 л. с.) и НДС (20% суммы, заявленной к таможенному оформлению).
       С 1 января для частников будет действовать иной порядок. За отправную точку берется не объем двигателя, а цена автомобиля. Иномарки в возрасте до трех лет, ввозимые физическими лицами, разделены на шесть категорий. Для них установлен минимальный размер пошлины – 48% таможенной стоимости, но не меньше 2,5-20 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя (см. таблицу). Стоимость автомобиля определяется либо по счету, выданному производителем (если автомобиль куплен непосредственно у него), либо по каталогу Schvake.
       По словам Сергея Алексейчука, вице-президента ассоциации "Российские автодилеры", стоимость таможенной очистки новой иномарки с учетом всех платежей сейчас составляет 50,5% ее стоимости. То есть формально с 1 января стоимость растаможки новых иномарок для физических лиц снизится в среднем на 2,5%. Но, с другой стороны, официальные импортеры покупают автомобили непосредственно у производителей по заводской цене и с дополнительными дилерскими скидками, а частники – на открытом рынке, поэтому таможенная стоимость определяется по розничным каталогам. Так что, по подсчетам специалиста по логистике "General Motors СНГ" Евгения Казимирчука, официальным дилерам новая иномарка сейчас обходится на 10-15% дешевле, чем физическим лицам.
       Оценить возможные последствия подписанного вчера постановления для рынка собеседники Ъ затруднились. Но господин Алексейчук считает порочным сам принцип, когда для участников ВЭД устанавливаются разные правила игры: "Опыт торговли иномарками показывает – преференции для частников приводят к тому, что рынок на 100% становится 'серым'. Сейчас, когда условия торговли новыми иномарками для всех равны, ситуация в этом секторе вполне стабильна. С выходом этого постановления появились предпосылки для изменения действующих правил. Никто не может гарантировать того, что через пару месяцев в документ не внесут поправки, последствия которых для нас будут катастрофическими".



Источник: КоммерсантЪ