01.12.2003

В Питере построят "Порт Арктур" . Для приема иностранных туристов



Андрей Мусатов
Глеб Крампец

         САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Туристическая фирма "Арктур Трэвел" готовит почву для роста круизного туризма, которому сейчас не хватает инфраструктуры. "Арктур Трэвел" собирается построить в петербургском порту пассажирский терминал стоимостью $60 млн. Хотя строительство еще не началось, остальные операторы высказывают опасения, что владелец нового причала станет монополистом.

        Как сообщил в конце прошлой недели генеральный директор ФГУ "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта" Николай Хвощинский, петербургская туристическая компания "Арктур Трэвел" проводит предпроектные проработки по строительству грузопассажирского комплекса на Канонерском острове. ТЭО планируется завершить в I квартале 2004 г. По словам Хвощинского, стоимость проекта - около $60 млн, а его первая очередь обойдется в $16 млн.

        Александр Пошивай, генеральный директор компании "Арктур Трэвел", подтвердил, что его компания работает над проектом строительства терминала на Канонерском острове. По его словам, "Арктур Трэвел" может начать строительство в 2004 г. , а завершить через три года. Спустя год комплекс, включающий шесть причалов общей длиной 2040 м, сможет выйти на проектную мощность - 1,2 млн пассажиров в год.

        Комплекс сможет принимать пассажирские суда длиной более 250 м, говорит Хвощинский. Сейчас такие суда заходят в морской порт, который плохо приспособлен к приему пассажиров, отмечает Пошивай. А морской вокзал, расположенный на Васильевском острове, приспособлен для приема судов, длина которых менее 200 м.

        Компания "Арктур Трэвел" основана в 1991 г. Занимается приемом и обслуживанием круизных туристов. В 2003 г. обслужила более 100 000 туристов, которые прибыли в Петербург на 102 круизных лайнерах и 18 паромах.

        По данным морской администрации порта Санкт-Петербург, в 2002 г. в порт зашло 212 пассажирских судов со 143 000 пассажиров на борту. По прогнозам, в 2003 г. порт примет около 270 пассажирских судов. По словам Хвощинского, в 2003 г. в Петербург прибыло морским путем около 450 000 туристов. По его оценке, в 2008 г. их количество вырастет до 1 млн человек, а к 2025 г. - до 3,5 млн человек.

        Пошивай говорит, что проект стоимостью $60 млн будет реализован на привлеченные средства. Срок окупаемости он оценивает в семь лет. "Арктур Трэвел", по его словам, ведет переговоры с двумя иностранными и одним российским инвестором, назвать которых Пошивай отказался. Он сообщил также, что терминал будет находиться в управлении оператора - компании "Порт Арктур", которую специально для этого проекта учредил "Арктур Трэвел" совместно с партнерами по проекту.

        Игорь Глухов, генеральный директор компании Inflot World Wide St-Petersburg, выступающей в качестве агента скандинавской круизной компании Silja Line, не исключает своего финансового участия в данном проекте. Сейчас Inflot World Wide St-Petersburg оказывает "Арктур Трэвел" консультационные услуги.

        "Наша компания, как судовой агент, заинтересована в проектах строительства новых пассажирских терминалов. К сожалению, портовая инфраструктура пока не готова к тому, чтобы принимать новых европейских операторов, - говорит Глухов. - Такой проект полностью решит проблему с нехваткой пассажирских причалов, и Петербург вполне будет способен конкурировать с Таллином, ежедневно принимающим около 20 круизных судов".

        Два года назад Inflot World Wide St-Petersburg выступал партнером компании "Совкомфлот" в проекте строительства в петербургском порту пассажирского терминала стоимостью $35 млн на Кривой дамбе, также расположенной у входа в петербургской порт. По словам Глухова, выбранное место оказалось неудачным с точки зрения навигации и гидрологии, поэтому от проекта отказались. Об участии "Совкомфлота" в новом проекте он ничего не слышал.

        Остальные туроператоры уже сейчас серьезно обеспокоены новым проектом. "Если проект "Арктур Трэвел" будет реализован, права остальных туроператоров окажутся ущемлены, - говорит руководитель одной из туристических компаний. - Владея причалом, "Арктур Трэвел" станет монополистом в приеме крупных судов. Чтобы получить цивилизованный прием в Петербурге, западные судовладельцы будут заключать договор только с ними".

        Ольга Каргина, генеральный директор компании "Русские круизы", сомневается в том, что под проект найдутся инвесторы. Обычно их привлекают проекты со сроком окупаемости не более 3 - 5 лет, полагает она. Пошивай оценивает срок окупаемости проекта в семь лет, Глухов - в пределах десяти.



Источник: Ведомости