01.12.2003

Государство тормозит развитие российских СМИ



К 2010 году на мировом медийном рынке может остаться не более трех медиагрупп. Такие данные на бизнес-ассамблее СМИ привел советник генерального директора ЮНЕСКО Генрих Юшкявичус.

На бизнес-ассамблее СМИ Генрих Юшкявичус отметил, что главной тенденцией мировых СМИ является концентрация. Если в 1960 году крупных медиахолдингов в мире было около 700, в 1980-м - уже 80, то сейчас их насчитывается только около десяти. При этом, по его данным, к 2010 году их число может сократиться до трех. Помимо концентрации и глобализации Юшкявичус считает основными чертами электронного бизнеса коммерциализацию, то есть "отказ телевидения от интеллектуальной миссии", что приводит к соответствующему контенту. Однако развитие медиарынка может привести к тому, что в будущем до 70% ВВП некоторых стран может составить сфера медиа и связи.

Однако Россия пока оказывается вне мировых тенденций развития ТВ. И один из главных факторов того - участие государства в СМИ. По данным Юшкявичуса, государству принадлежит 70% федеральных и 80% региональных телекомпаний, 10% федеральных и 30% региональных радиостанций. В сфере журналов это влияние менее ограничено: 30% и 10% соответственно, а региональная наружная реклама не имеет ни одного процента участия государства, однако на московском рынке эта цифра составляет 5%. Помимо государства телевидению мешают и заниженные цены на телерекламу. "Банка воды в Париже стоит столько же, сколько и в Москве, - говорит Юшкявичус, - а цены на ее рекламу в России и во Франции разнятся в несколько раз". В итоге это приводит "к дефициту в таких организациях, как ОРТ, где он, дефицит, принимает форму кредитной задолженности и покрывается государством". Кроме того тормозит развитие рынка и монополия на телерекламу, 72% которой, по данным Юшкявичуса, контролируется группой компаний "Видео Интернэшнл", и отсутствие общественного телевидения в России, которое могло бы стать платформой для создания гражданского общества.

Российское же Минпечати считает основной тенденцией в СМИ объединение индустрии. "После американо-российского диалога в области медиа (RAMED), - говорит замминистра Андрей Романченко, - СМИ продемонстрировали возможность к объединению". Об этом, на его взгляд, свидетельствует создание Индустриального комитета СМИ, который стал "реальной силой, с которой все в стране считаются". Кто именно из всей страны считается с руководителями только крупнейших СМИ, замминистра не уточнил, однако заметил, что консолидация отрасли позволила создать собственный проект закона о СМИ, получить президентское вето на драконовские в отношении СМИ поправки в закон о терроризме и выиграть недавний процесс в Конституционном суде в отношении некоторых статей выборного законодательства. Стоит только напомнить, что в Конституционный суд обратились рядовые журналисты, а отнюдь не представители Индустриального комитета, да и "объединение индустрии" было инициировано не самими СМИ, а лично министром по делам печати Михаилом Лесиным.

СПРАВКА

Доходы крупнейших медиакорпораций

Доходы тех, кто владеет телеканалами, распределяются следующим образом: Viacom - более 24 млрд. долларов, News Corp. - более 21 млрд., General Electric - 131 млрд. (включены доходы и от основной деятельности корпорации), Bertelsman - более 18 млрд., Vivendi Universal - более 58 млрд.

Источник: Газета