25.11.2003

Спамеров будут сажать



Сергей Левкин

Одобрен проект закона, по которому распространителей рекламных электронных писем (спама) будут штрафовать, а то и сажать на срок до трех лет. До введения закона в силу осталась одна стадия -- виза президента.

Речь идет, к сожалению, не о России, а о США. Максимальная сумма штрафа, установленная будущим законом, составляет $6 млн.

Крупнейший лоббист законопроекта -- бесплатные почтовые и поисковые службы типа Yahoo, что вполне объяснимо: распространители рекламных объявлений черпают здесь адреса для рассылки спама, портя почтовикам репутацию.

Доработки (то есть временного замораживания) законопроекта требуют провайдеры интернет-услуг, и особенно крупнейший из них -- AOL: провайдеры прекрасно зарабатывают на чудовищных объемах рекламных почтовых отправлений. Ассоциация прямой рассылки (Direct Marketing Association) тоже приложила все силы к тому, чтобы не допустить принятия этого закона, но ее подковерная мощность оказалась невелика, под давлением общественного мнения она сдалась и согласилась, что закон, хоть как-то регулирующий электронные рекламные рассылки, необходим.

В России пока максимум, на что можно рассчитывать в противодействии почтовому мусору, -- технические ухищрения типа фильтров, направленных на распознавание ключевых фраз и слов. Но спамеры прекрасно научились обходить их, да и при фильтрации почты адресату часто не доставляются важные для него сообщения.

-- К сожалению, бороться со спамом юридическими методами у нас практически невозможно, -- в один голос заявляют консультант аппарата комитета по информатизации Государственной думы Юрий Травкин и директор по маркетингу почтовой службы mail.ru Анна Артамонова. -- Даже законопроекта на этот счет в России пока не существует.

-- Привлечь спамера к ответственности, -- продолжает госпожа Артамонова, -- возможно лишь в случае, если его содержание подпадает под Закон о рекламе -- то есть в письме "содержится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения".

Таких случаев пока в российской судебной практике зафиксировано не было.

-- Необходимо формировать негативное общественное мнение по отношению к спаму. Рекламодатель должен понимать, что подобные действия не способствуют улучшению имиджа его фирмы. А пользователь должен помнить, что, откликнувшись на такую рекламу, он сам себя обречет на увеличение количества приходящего спама. Не будет спроса -- не будет и предложений, -- завершает свою мысль Артамонова. -- И кстати: спамер дает рекламу, используя чужие ресурсы, например серверы электронной почты, а это обыкновенное воровство.

Статьи "Воровство сетевых ресурсов" в Уголовном кодексе, правда, пока нет. "Газета.Ru" опросила нескольких крупных рекламодателей, но никто из них не пожелал комментировать американский закон под своим именем. И хотя все согласились, что закон, подобный американскому, у нас срочно нужен, но заявили, что в США чересчур жестоки к спамерам.

Российские рекламщики выступают за мягкий вариант: ответственность -- только административная, суммы штрафов небольшие, а на первый раз можно вообще просто пожурить.

По мнению Травкина, развитию спама в России способствует отсутствие закона о персональных данных. Спамеры безнаказанно собирают эти данные с сайтов, форумов, конференций и почтовых служб, используя простенькие программы -- например отыскивающие записи со знаком "@".

-- Рассмотрение закона о персональных данных, как и поправок к закону об электронной торговле (а реклама в интернете подпадет под действие этого закона) не случится при нынешнем составе Государственной думы, -- уверен Травкин. -- Так что мы пока беззащитны перед почтовым мусором.

Не попала бы теперь в русские ящики та реклама, которую запрещено распространять американцам...

Источник: Газета.RU