17.11.2003

Кадровый голод . Диверсифицировать российскую экономику пока некому.



Владимир Федорин
.
         БОСТОН - Виды России на светлое будущее инвесторы пытались разглядеть из столицы Массачусетса. Большинство из них пока не верят в то, что страна дрейфует к бюрократическому капитализму. Но движению к сильной диверсифицированной экономике мешает несвобода предпринимательства.

        Участники VII российско-американского симпозиума обсуждали в Бостоне шансы России построить диверсифицированную капиталистическую экономику. С расстояния 10 000 км успехи России заметны, но не выглядят выдающимися. В 1999 - 2003 гг. темпы экономического роста превышали 6% в год. Но приведя эти цифры, Грэм Эллисон из Белферовского центра науки и международной политики добавляет, что по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения Россия больше чем на порядок отстает от Венгрии.

        Президент американской корпорации по гарантированию частных инвестиций за рубежом (OPIC) Питер Уотсон признает макроэкономические достижения российских властей. Но он же отсылает к последнему рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) , где Россия оказалась в седьмом десятке списка из 102 стран. "Какой простор для работы! " - резюмирует Уотсон. Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер провел собственное исследование конкурентоспособности нашей страны. Результат не столь безнадежный, как у экспертов ВЭФ: Россия - крепкий середняк среди стран, одновременно с ней шагнувших из социализма в капитализм.

        Российский экспорт в этом году впервые в истории может превысить $120 млрд, но президент Эксимбанка США Филипп Меррил напоминает, что три четверти экспорта - энергоносители и сырье. Между тем китайцы только розничному гиганту Walmart продали в прошлом году товаров на $12 млрд , а в этом планируют увеличить поставки до $15 млрд. Что нового может предложить на мировом рынке Россия, неясно, констатирует Меррил.

        Мечты о диверсификации - и экономики, и экспорта - разбиваются о нехватку основного ресурса: в стране критически мал слой капиталистов. "В России непропорционально много хороших ученых и математиков и мало предпринимателей", - сетует президент холдинга Edventures, гуру IT-индустрии Эстер Дайсон.

        Нет людей - нет компаний, нет спроса на технологии и бизнес-услуги. Одна из дискуссий в Бостоне была посвящена перспективам российского сектора IT. Казалось бы, очевидная точка роста, обеспеченная человеческим капиталом. Гендиректор компании "УСП Компьюлинк" Михаил Лящ приводит сравнение: в России весь рынок этих услуг - $3 - 4 млрд, а в США только федеральное правительство тратит на IT $50 млрд ежегодно. Огромную часть услуг IT в США потребляют небольшие фирмы, в России же этот слой потребителей фактически отсутствует и рынок концентрируется вокруг "голубых фишек" и государства.

        Среднему бизнесу в России просто опасно быть прозрачным, говорит Дайсон: изведут бандиты и чиновники. После трех лет "дебюрократизации" малый и средний бизнес по-прежнему под "феноменальным" прессом бюрократии, напоминает вице-президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Норин Дойл. Заниматься бизнесом в таких условиях - чистое геройство.

        Но государство, так и не оставившее в покое малый бизнес, взялось за крупный. Арест крупнейшего совладельца "ЮКОСа" Михаила Ходорковского по обвинению в неуплате налогов делает предпринимательское сообщество еще более уязвимым. "Создана атмосфера страха, бизнес просто боится говорить об этом деле, - тревожится американка Дайсон. - Наше правительство и деловое сообщество должны реагировать куда более шумно, чем сейчас". "Похоже, что мы имеем дело с выборочным применением закона", - комментирует "дело "ЮКОСа" Дойл.

        Министр экономического развития Герман Греф накануне заверил инвесторов, что случай с Ходорковским останется единственным. А в новом политическом цикле Греф обещает вплотную заняться реформой исполнительной власти. По словам министра, цель реформы - дать "возможность бизнес-сообществу, гражданскому обществу контролировать деятельность государства, получать в открытом режиме всю информацию о деятельности чиновников и предотвратить все моменты, которые связаны с коррупцией".



Источник: Ведомости