03.11.2003

Брэндовое летоисчисление



       Если для большинства людей прошлая пятница прошла под знаком праздника "Хеллоуин", то для большинства отечественных маркетологов праздничный знак принял форму золотого бублика - эмблемы конкурса "Брэнд года/EFFIE". Последняя церемония награждения принесла очередной приятный сюрприз отечественному бизнесу: на этот раз число победителей с местом прописки в России превзошло зарубежных представителей почти в два раза. Особо стоит отметить, что противостоять пришлось не просто иностранным компаниям, а транснациональным корпорациям, история, объемы производства и обороты которых превосходят аналогичные показатели местных производителей в разы.
       Вообще, минувший брэндовый год ознаменовался рядом весьма заметных событий. Взять хотя бы молочный бизнес или сотовую связь, где информация о покупке и продаже брэндов в последнее время меняется по несколько раз на дню. В первую очередь речь идет о возможной покупке компанией "Данон" "Вимм-Билль-Данна". Эта информация только за последнюю неделю неоднократно появлялась из разнообразных источников и тут же опровергалась участниками возможной сделки. Однако факт остается фактом - обсуждается покупка не провинциального заштатного молокозавода, из которого через пару лет при соответствующих затратах мощная транснациональная корпорация в состоянии сделать сильного игрока на одном из самых конкурентных рынков в России, а лидера всей отрасли, который сам скупил не один завод по всей стране.
       Еще одно заметное событие, связанное с брэндами-лидерами на своем рынке, - возможное слияние "Мегафона" и "БиЛайна", вероятность которого стали настойчиво обсуждать после приобретения "Альфа-Эко" блокирующего пакета акций "Мегафона". Как известно, блокирующий пакет акций "ВымпелКома" ("БиЛайн") также принадлежит "Альфа-Эко".
       Логично предположить, что покупка раскрученного брэнда - вещь довольно дорогая. Однако в различных сегментах российского рынка конкуренция настолько возросла, что приобретение имени, которое у всех на слуху, а значит, на кухонном столе или в доме, в конечном итоге, в значительной степени позволяет экономить средства новому владельцу. Ведь, по оценкам специалистов, вывод сегодня, например, на мясной рынок новый брэнд обойдется производителю не меньше, чем в $3 млн в год!
       Подобная арифметика делает очень понятными факты покупки за последние два года группой компаний "Планета" компании "Дарья" и 80% Клинского мясокомбината. Первая являет собой неоспоримый пример готового брэнда, а продукция второго занимает почти 10% столичного мясного рынка, причем в сегменте "премиум", в котором по определению невозможно существовать без брэнда.
       Не менее показательно по отношению к российским брэндам ведет себя транснациональная корпорация Nestle. В прошлом году она приобрела компанию "Святой источник", на долю которой приходится четверть рынка бутилированной воды в России. А в этом году сообщила о покупке группы компаний "Чистая вода", которая лидирует в секторе поставок воды на дом и в офисы. Таким образом, Nestle завоевывает господствующее положение практически во всех сегментах рынка питьевой воды. Не стоит забывать, что ведущие международные брэнды Perrier, Vittel и San Pellegrino, также принадлежащие Nestle, сегодня преобладают в отечественном сегменте HoReCa.
       Дух захватывает от созерцания высот, которых за последние год-два добились российские брэнды. Причем скорость их появления и завоевания лояльности потребителей не идут ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. В нынешней России, где бизнесу со стороны государства в основном гарантированы неприятности, отечественные брэнды со своей несомненной инвестиционной привлекательностью остаются одними из самых стабильных источников дохода для бюджета страны.

Главный редактор Sostav.ru
Наталья Боровкова


      P.S. В минувшую пятницу наши коллеги из журнала «Индустрия рекламы» стали обладателями серебряной награды «Брэнд года/EFFIE» в номинации «СМИ». Мы от души поздравляем редакцию авторитетного журнала и желаем творческих успехов.
      P.P.S. Поскольку церемония «Брэнд года/EFFIE» состоялась в минувшую пятницу, сегодня мы подведем итоги «Бизнес-тотализатора», который проводили совместно с дирекцией конкурса. Результаты будут объявлены завтра.