03.11.2003


Завод на вырост. Построил "Хэппилэнд"



Роман Кутузов

         В минувшую пятницу лидирующая на российском рынке слабоалкогольных коктейлей компания "Хэппилэнд" открыла собственный завод. Мощность предприятия позволяет обслужить 100% нынешнего рынка коктейлей, однако конкуренты и аналитики говорят, что этот рынок растет настолько быстро, что места на нем хватит всем.

        Оборот ООО "Хэппилэнд" в 2002 г. составил, по собственным данным компании, $110 млн. По данным маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", в крупных городах "Хэппилэнд" занимает 22,7% рынка слабоалкогольных коктейлей. Ближайший конкурент, московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково", контролирует 15,5% рынка. В ассортименте "Хэппилэнда" более 50 товарных позиций слабоалкогольных и безалкогольных брэндов ( "Кольца", "Трофи", Ice Dog, "Бухарин", "Русские", серия слабоалкогольных и безалкогольных энергетических напитков "Ягуар", лицензионный "энергетик" Red Devil и др. ).

        По данным "Бизнес Аналитики", в 2002 г. общий объем российского рынка слабоалкогольных коктейлей составил 30 млн декалитров (дал).

        До сих пор у "Хэппилэнда" не было собственной производственной базы. Компания пользовалась услугами сторонних производителей, в том числе подмосковных "МегаПак" и "Ост-Аква". Однако в прошлом году компания приняла решение создать собственное производство. Для этого был куплен недостроенный промышленный комплекс в Твери. Построенный за год завод располагается на площади 12 га, взятой в аренду сроком на 49 лет. Мощность предприятия на этапе запуска первых производственных линий составляет 30 млн дал в год, однако предполагается, что к 2005 г. она достигнет 50 млн дал в год. По данным "Хэппилэнда", инвестиции в завод составили $30 млн. Президент "Хэппилэнда" Ольга Курбатова уточнила, что владельцем завода является некий английский инвестиционный фонд (его название она раскрыть отказалась) , а предприятие находится у "Хэппилэнда" в управлении.

        "Строительство собственного завода позволит "Хэппилэнду" обрести независимость от боттлеров, даст возможность более гибкого управления производственными процессами и логистикой, повысит нашу рентабельность на 5 - 7% ", - говорит Курбатова. Несмотря на то что производственные мощности завода позволяют ему закрыть 100% рынка, аналитики и конкуренты полагают, что на этом рынке места хватит всем.

        "Рынок слабоалкогольных коктейлей растет на 25 - 30% в год, - отмечает гендиректор "Бизнес Аналитики" Андрей Стерлин. - Так что 30 млн дал - это мощность на перспективу. Заводу не обязательно загружать все мощности именно коктейлями. Оборудование позволяет лить все, что угодно, например минеральную воду". Курбатова подтвердила, что в скором времени завод приступит к розливу безалкогольных напитков.

        Группу ОСТ потеря крупного заказчика в лице "Хэппилэнда" не расстраивает. "У нас высвобождаются площади, на которых мы запустим розлив новых марок и расширим производство старых" - говорит Александр Моргачев, начальник департамента ОСТ по связям с общественностью.

        "Производство - это большая головная боль, - говорит Моргачев. - Иметь брэнд, разливать его на чужих заводах и продавать - это как жить в гостинице. А другое дело - иметь свой дом, который надо отапливать, содержать, ремонтировать". Моргачев, как и Стерлин, подчеркивает, что растущий рынок "все проглотит" и жесткой конкуренции на нем в ближайшее время ожидать не приходится.

Источник: Ведомости