31.10.2003

Бродить перестало. Пивовары страдают из-за низкой платежеспособности населения



Марина СМОВЖ

Одно из ведущих международных рейтинговых агентств Standard&Poor's изучило пивной рынок России. Выводы аналитиков самые радужные: потенциал рынка большой, но чтобы его освоить, компании будут вынуждены делать большие заимствования. Однако российские пивные реалии далеки от благополучия: рынок давно уже снизил темпы роста, причем существенно. И в дальнейшем положение пивоваров может только ухудшиться.

По оценкам Standard&Poor's, у российского рынка пива хороший потенциал для роста с точки зрения объема потребления продукции, ассортимента и гибкости ценообразования. И для того чтобы воспользоваться появившимися возможностями, участникам рынка необходимо инвестировать в создание и продвижение брендов. Кроме того, чтобы соответствовать рыночному спросу, отмечают аналитики, пивные компании должны поддерживать уровень капитальных вложений в расширение производственных мощностей.

Российский рынок пива, действительно, стремительно развивался. Но только до 2000 года. Ежегодные темпы роста производства с 1998 до 2000 года примерно составляли 20%. Сейчас про пивной рынок говорят, что он чуть ли не стагнирует. По оценкам Союза российских пивоваров, производство растет примерно на 5-7%. За 9 месяцев 2002 года было сварено 564.1 млн. декалитров (дал) пива, а за такой же период этого года 593 млн. дал. За весь прошлый год, по оценкам Госкомстата, было произведено 702.5 млн. дал пива. Как прогнозируют в Союзе пивоваров, производство в этом году увеличится всего лишь до 730 млн. дал.

Замедление темпов роста в отрасли объясняется низкой платежеспособностью населения. В настоящее время, по словам главы СРП Вячеслава Мамонтова, производственных мощностей много, а спрос не успевает за количеством сваренного пива.

Но пивовары надежд не теряют. Сейчас объем потребления в среднем по России составляет 47 литров на человека. При этом разброс по регионам очень большой: например, в Сибири, выпивают около 15 литров пива в год, а в Москве - 60. В пивоваренной компании "Балтика" говорят, что вполне реально поднять годовой уровень потребления до 75 литров на гражданина России. Именно для того, чтобы соответствовать этому уровню потребления, пивоварам и потребуется расширять свои производственные мощности и инвестировать средства. По словам руководителя департамента по связям с общественностью "Балтики" Алексея Кедрина, на это может потребоваться от всех производств $2 млрд.

Еще пивоварам мешает политика государства. "Ежегодно акцизы на пиво повышаются, причем в этом году они выросли больше чем на 20%, - говорит Кедрин. - Налоговая нагрузка на единицу продукции в пивоваренной отрасли составляет 17%". При нынешнем законодательстве, говорят в "Балтике", никто не будет вкладывать средства в расширение производства.

Правда, не все выступают против правил регулирования отрасли в России. Топ-менеджеры одной из крупных иностранных пивоваренных компаний, имеющих в России свое производство, неофициально говорили "Финансовым Известиям" о том, что они ведут здесь бизнес только потому, что в России один из самых льготных режимов. Пиво не считается алкогольным напитком, оно не регулируется так, как водка или вино (тоже, кстати, слабоалкогольный напиток), его реклама разрешена и путь к потребителю лежит мимо акцизных складов.

Источник: Финансовые известия