30.10.2003

VIP-таможня. Для товаров класса люкс откроют собственный терминал



Сергей Канунников
Юлия Полякова

         ГТК поддержал предложение предпринимателя Араса Агаларова открыть на территории его выставочного комплекса "Крокус-сити" таможенный пост для оформления потребительских товаров класса люкс. Сейчас таможенники вырабатывают критерии, по которым будут относить товары к "люксу", - возможно, пост откроется уже в I квартале 2004 г. Компании-импортеры с неохотой комментируют, как создание "единой таможни" отразится на их бизнесе, - некоторых из них ГТК подозревает в занижении таможенных платежей.

        По словам начальника управления ГТК по взаимодействию с деловыми кругами Анатолия Авдеева, объем российского рынка luxury составляет примерно $10 млрд. Компания "Ренессанс Капитал" оценивает этот рынок в $2 - 3,5 млрд, а президент компании-импортера Crocus International Арас Агаларов - примерно в $1,5 млрд.

        Таможенный терминал в торгово-выставочном комплексе "Крокус-сити" (66-й км МКАД) строился для обслуживания международных выставок и, по словам президента владеющей комплексом компании Crocus Араса Агаларова, откроется в I квартале 2004 г. Но, как рассказала начальник пресс-службы ГТК Ирина Скибинская, Агаларов предложил создать на этом терминале таможенный пост, наделенный функцией оформления luxury. "Мы, конечно, поддержали эту инициативу, - говорит она. - Это сделает контроль за ввозом в Россию таких товаров проще и прозрачнее". Таможенный пост в "Крокус-сити" планируется сделать единым для всей категории товаров luxury, сказала Скибинская.

        Как сообщил "Ведомостям" Анатолий Авдеев, пропускная способность поста составит несколько сотен машин в месяц. Правда, Авдеев заметил, что еще не решено, будет в "Крокусе" проходить таможенную очистку весь товар "люкс" или только часть, которая ввозится в страну автотранспортом.

        Сейчас критерии для отнесения товаров к классу люкс в ГТК еще только разрабатываются. "В эту категорию войдут дорогие обувь, одежда, хрусталь, изделия из драгметаллов, произведенные во Франции, Италии, Швейцарии и других развитых странах", - говорит Авдеев.

        Пока не ясно и то, как будет определяться цена товара на новом посту. "[Через пост в "Крокус-сити"] товар вы будете ввозить по той цене, по которой вы его задекларировали и на который есть инвойс и контракт производителя. Такое предложение поступило импортерам luxury от [Михаила] Ванина", - говорит Агаларов. "Чтобы оценить, действительно ли качество и цена товара соответствуют задекларированным данным, мы будем привлекать специалистов из компаний, торгующих аналогичным товаром и сотрудничающих с ГТК", - говорит Авдеев.

        Таможенную очистку люксовых автомобилей ГТК упорядочил год назад - тогда был определен список марок автомобилей, которые должны растаможиваться только на спецтерминале "Автомобильный" (см. врезку).

        В последнее время таможня уделяет повышенное внимание рынку дорогой одежды и ювелирных украшений - в частности, таможенники провели масштабную проверку компаний группы Mercury, торгующих в бутиках в Третьяковском проезде Москвы. "Установлено, что эти компании платили не больше 10% суммы [положенных] таможенных сборов", - утверждает Авдеев.

        "Имеет место нормальный рабочий процесс, чрезмерно раздутый прессой", - прокомментировал факт проверок совладелец Mercury Леонид Струнин.

        По словам Авдеева, в настоящий момент ГТК не проверяет другие компании - импортеры luxury.

        Впрочем, с введением в эксплуатацию нового терминала ожидать прекращения проверок бутиков таможенниками не стоит. "Тех, кто ввозит Brioni, Gucci, Dolche & Gabbana как китайский ширпотреб по-честному работать заставит посттаможенный аудит: согласно п. 3 ст. 361 нового Таможенного кодекса ГТК сможет проверять все рисковые категории уже в рознице, - говорит Авдеев. - Если документы окажутся не в порядке, ответственность понесет продавец".

        Участники рынка лишь в общих словах комментируют, как "таможенная централизация" отразится на их бизнесе.

        "С появлением специализированного поста станет легче осуществлять таможенный контроль за оформлением товаров luxury, - говорит Арас Агаларов. - Сотрудники поста будут специализироваться на товарах класса люкс, [а в настоящий момент] большинство проблем при ввозе luxury возникают из-за того, что один и тот же специалист "вчера растаможивает колбасу, а сегодня, например, одежду от Brioni".

        "Это положительно отразится на бизнесе Mercury: у нас ускорится таможенное оформление товара", - сказал Леонид Струнин.

        Представители компаний "Восток и Запад" и "ДжамильКо" отказались комментировать ситуацию до получения официальных документов от ГТК.

        Скоро таможня может обратить внимание и на парфюмерно-косметический рынок. В ближайшее время глава ГТК Михаил Ванин планирует встретиться с руководителями 4 - 5 крупнейших компаний парфюмерного рынка, говорит Авдеев. По его словам, цель встречи - "получить представление о раскладе сил на рынке и обсудить регулирование импорта парфюмерии".

        BENTLEY, HUMMER И ДРУГИЕ: Год назад ГТК выпустил приказ N 1152, по которому "в целях обеспечения взимания в полном объеме таможенных пошлин и налогов" на 34-м км МКАД был создан спецтерминал "Автомобильный". Он стал единственным в России, на котором проходила очистка марок Aston-Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Hummer, Lamborghini, Lotus, Maserati, Porsche, Rolls-Royce, Maybach. Mercury является официальным дилером Bentley. "Никаких отрицательных моментов в этом я не вижу, - говорит директор "Bentley-Москва" Илья Березин. - Цены никак не изменились, потому что стоимость всех услуг терминала прописана в Таможенном кодексе".

Источник: Ведомости