30.10.2003

Минимизировать рекламу в государственных СМИ. Хочет президент Фонда защиты гласности



Наталия Ростова
Наталия Биянова

Президенту Фонда защиты гласности Алексею Симонову пришла крайне радикальная идея превращения независимых от государства СМИ в еще более независимые. Как стало известно ГАЗЕТЕ, Алексей Симонов собирается сделать предложение бизнесменам сократить рекламные бюджеты в государственных СМИ.

Идея огранить количество рекламы в государственных СМИ возникла у Симонова после общения с российской бизнес-элитой. А вчера, во время Всероссийской конференции гражданских организаций, он предложил обратиться с этой идеей к крупнейшим организациям бизнеса: РСПП, "Деловой России" и «ОПОРЕ России». Ее суть состоит в том, чтобы «просить эти организации максимально использовать для рекламы своих товаров и услуг негосударственную прессу», а в государственную, соответственно, ограничить приток рекламных бюджетов. Целью же этой инициативы является создание более независимых СМИ. «Я не предлагаю делать из этого гражданского поступка. Я предлагаю это бизнесменам ради их же выгоды - чтобы после появления серьезной независимой прессы было больше возможностей говорить о своих бедах», - пояснил ГАЗЕТЕ Симонов.

Организации, куда собирается обращаться правозащитник, пока не получили его предложений. Тем не менее бизнесмены убеждены, что призыв Симонова может подействовать только на предпринимателей, которые не побоятся потерять конкурентоспособность. По мнению руководителя экспертно-аналитического отдела «ОПОРЫ России» Дины Крыловой, «если предприниматель начнет думать не о получении прибыли, а о социальных вещах, он потеряет конкурентоспособность». Поэтому бизнесмен выберет то СМИ, в котором выгоднее размещать рекламу.

В РСПП также согласны с тем, что бизнесмены дают рекламу ради получения прибыли, а не развития СМИ. "Как можно сравнить эффект от рекламы на ОРТ с его огромной аудиторией и какой-нибудь кабельный канал Северного Бутово?", - говорит заместитель руководителя комитета РСПП по бюджету и налогам, финансовый директор компании «Союзгидроспецстрой» Станислав Воскресенский. По его словам, в реальности все будет происходить так, как подсказывает здравый экономический смысл.

От политики абстрагируются и сами рекламодатели. Представитель измерителя рекламы в СМИ, руководитель компании Gallup AdFact Руслан Тагиев убежден, что выбор СМИ для рекламной кампании - дело конкретного бизнесмена. А критерием должна быть не форма собственности СМИ, а объем аудитории и совпадение целевых групп. «Трудно представить менеджера по рекламе, который, находясь в здравом уме и твердой памяти, при выборе рекламоносителя будет исходить не из эффективности, а из политических или прочих внеэкономических соображений», - добавляет Михаил Горбунцов, директор по рекламе компании "Тинькофф".

Претворение в жизнь инициативы Симонова под большим вопросом. По мнению Тагиева, пока государство не примет решение о запрете рекламы на госносителях, рекламные кампании будут построены по бизнес-модели. А гендиректор "Русской медиагруппы" Сергей Кожевников полагает, что СМИ могут быть вообще лишены рекламы, но только в одном случае - если они станут общественными и будут содержаться за счет подписчиков.

Источник: Газета