27.10.2003

Забористая вода, МАПу не нравится реклама воды, выпускаемой ОПК



Павел Миляев
Максим Трапезников

         НИЖНИЙ НОВГОРОД - Нижегородское ТУ МАП возбудило дело в отношении ОАО "Окский пищевой комбинат" (ОПК) по признакам нарушения закона "О рекламе". Представители МАПа считают, что реклама питьевой воды ОПК, которая входит в состав производимой заводом водки, является косвенной рекламой крепкого алкоголя. На комбинате утверждают, что рекламируют бутилированную воду.

        ОАО "Окский пищевой комбинат" зарегистрировано в 1992 г. Первая партия продукции выпущена в 1995 г. Объем реализации предприятия превышает 500 000 дал в год. Наиболее известные марки - "Нижегородская", "Отдохни", "Для души", "Хлебная слеза".

        По итогам первого полугодия 2003 г. объем производства алкоголя в Нижегородской области составил 1,765 млн дал. По данным областного правительства, компания РООМ занимает 22,4% местного алкогольного рынка, "Россы" - 16,4% , НЗШВ - 10,8% , ОПК - 9,4% , "Рассвет" - 8,3%.

        Рекламная кампания питьевой воды ОПК со слоганом "Знак чистой воды" началась в Нижнем Новгороде в октябре. Примерно в это же время ярлычки с графическим символом рекламной кампании - капля в круге - появились на бутылках водки производства ОПК. По словам директора ОПК Константина Макарычева, данный ярлычок указывает на то, что для производства водки используется особая вода из скважины в Нижегородской области, которая, по данным Иркутского ЦСМ, признана идентичной воде озера Байкал.

        "В ноябре в продаже появится питьевая вода ОПК, газированная и негазированная, и данная рекламная кампания продвигает именно питьевую бутилированную воду", - уточняет Макарычев.

        Но 23 октября нижегородское ТУ МАП возбудило дело в отношении ОПК. По словам специалиста отдела защиты прав потребителей, контроля финансовых рынков и рекламной деятельности НТУ МАП Ольги Швецовой, поводом для возбуждения дела стало сообщение газеты "Ведомости" о том, что ОПК планирует использовать эту воду при производстве водки. А это, по ее мнению, является косвенной рекламой самой водки. "Перед началом рекламной кампании из ОПК пришли документы о намерениях выпускать бутилированную воду как самостоятельный продукт", - объясняет реакцию МАПа Швецова.

        На предприятии с удивлением отнеслись к инициативе МАПа. Константин Макарычев говорит, что рекламная кампания продвигает питьевую воду и даже косвенно не может быть рекламой водки: у Окского пищевого комбината нет такой марки.

        Юристы считают, что у МАПа есть все шансы наложить взыскание на ОПК, ведь прецеденты, когда производители крепкого алкоголя форме продвигают свою продукцию под видом воды, уже были. Тем более что реклама одного из компонентов, входящих в состав водки, является косвенной рекламой самого алкогольного продукта вне зависимости от того, выпускается данная вода как питьевая или нет. "Если вода продается, то претензию МАПа предъявить сложнее, но тем не менее можно", - считает Вадим Усков, директор юридической фирмы "Усков и партнеры".

        "Сейчас МАП РФ накопил уже большой опыт по данным делам, и у нижегородского теруправления есть большие шансы выиграть", - считает Виктор Станковский, директор петербургского представительства компании "Городисский и партнеры".

        Рассмотрение дела намечено на 3 ноября. Константин Макарычев из ОПК считает, что, после того как они предъявят в МАП все доказательства (наличие производства питьевой воды, отсутствие в ассортименте компании водки с названием "ОПК") , инцидент будет исчерпан.

Источник: Ведомости