22.10.2003

С колес на землю. "Служба 77" начнет открывать магазины



Сергей Канунников

         Крупнейший в Москве оператор дистанционной розничной торговли "Служба 77" собирается открыть в столице 120 небольших магазинов, совмещенных с пунктами приема заказов. Схожий проект разрабатывала заленоградская сеть "Утконос", однако "Служба 77" считает, что ее формат торговли окажется привлекательнее для покупателей.

        Компания дистанционной торговли "Служба 77" создана в 1999 г. Оборот в 2002 г. составил $25 млн. В конце 2002 г. 100% акций ЗАО "Служба 77" за $15 млн выкупило ОАО "ВИП-Групп". В сентябре ЗАО стало владельцем 74% акций своего питерского франчайзи "Служба 78". Общая клиентская база "77" и "78" составляет около 80 000 человек.

        По словам гендиректора "Службы 77" Игоря Кудрякова, сеть магазинов "шаговой доступности" компания планирует открыть в 2004 - 2006 гг. От дистанционной торговли "77" отказываться не собирается - в магазине можно будет купить только 500 наименований товаров, но тут же можно будет заказать любой товар из 25 000 наименований, хранящихся на складе "Службы 77". За три года будет открыто около 120 магазинов площадью 150 - 200 кв. м, в запуск которых будет инвестировано около 20 млн евро.

        Интерес "Службы 77" к открытию собственных магазинов легко объясним. В последнее время высокопоставленные столичные чиновники часто делают заявления о необходимости развивать в городе розницу, действующую по принципу столов заказов. За счет экономии на площадях и персонале цены у таких ритейлоров могут быть ниже, чем в "традиционных" супермаркетах. В январе 2003 г. столичное правительство поддержало зеленоградскую сеть "Утконос", выпустив постановление "О развитии в г. Москве системы торговли по предварительным заказам населения на примере опыта г. Зеленограда". Согласно постановлению "Утконосу" до 2005 г. выделят более 400 торговых точек площадью 350 кв. м и девять участков под распределительные центры. А в сентябре в качестве участника городской программы строительства магазинов "шаговой доступности" была утверждена "Служба 77". Кудряков надеется, что теперь город поможет его компании в поиске подходящих помещений. Он считает, что его сеть будет иметь серьезное преимущество перед "Утконосом" - ведь в магазины зеленоградской сети покупатель должен приходить за заказом сам, а у "Службы" есть доставка.

        В "Утконосе" планы конкурента комментируют скупо. Алексей Грицай, председатель СД "Нового импульса", управляющей компании "Утконоса", заявил лишь: "Мы пока не знакомы с концепцией магазинов "77", но приветствуем привнесение высоких технологий в розницу - это делает торговлю более цивилизованной".

        "Рынок продуктов питания консервативен и новые формы [торговли] воспринимает с подозрением, - отмечает гендиректор сети "магазинов у дома" "Семен Семеныч" Вениамин Затейкин. - К тому же у интернет-магазинов всегда проблемы с ассортиментом. Большой ассортимент держать никто не станет - это замороженные деньги. Но если в обычном супермаркете отсутствие какой-то позиции незаметно, то в интернет-магазине - наоборот".

        По мнению президента ассоциации "Столица" Олега Горбольского, новый проект "Службы 77" окажется успешным в любом случае. "Если даже "77" не удастся выдержать формат столов заказов, они могут работать, как американская сеть мини-маркетов 7-Eleven, где продается 300 - 400 наименований товаров первой необходимости: напитки, хлеб, молоко, бакалея, презервативы и т. д. Ведь помещения от Москвы они все равно получат и создадут сеть с единым управлением", - говорит Горбольский.

Источник: Ведомости