20.10.2003

Аскетичные гипермаркеты. В Петербурге формат cash & carry популярней, чем в Москве



Андрей Мусатов
Елена Виноградова

         САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - На петербургском рынке появилась уже четвертая сеть магазинов формата cash & carry. Ее развивает компания "Российско-Баварский торговый дом" (РБД) , которая открыла в субботу магазин стоимостью $4 млн. Участники рынка считают, что для развития подобных торговых центров в Петербурге есть еще несколько лет.

        ЗАО "Торговая компания "Российско-Баварский торговый дом" основано в 1995 г. Акционеры - частные лица, имен которых в компании не называют. По оценкам участников рынка, годовой оборот компании не превышает $50 млн.

        Новый магазин, работающий под маркой "Риомаг", находится на улице Тельмана на юго-восточной окраине Петербурга. Его торговая площадь около 7000 кв. м, а ассортимент - приблизительно 8000 наименований. По словам Валентины Королевой, пресс-секретаря РБД, в строительство и оборудование нового магазина сети "Риомаг" компания вложила около $4 млн. Еще около $3 млн будет потрачено на открытие второй очереди площадью приблизительно 5400 кв. м, запуск которой намечен на конец 2004 г. Первый "Риомаг", площадью 3600 кв. м, работает с 2000 г. и расположен в городе Пушкин (Ленинградская область). По словам Королевой, в течение ближайших двух лет компания намерена построить еще два торговых центра.

        Четыре года назад с открытия оптово-розничного центра стоимостью $2,4 млн и площадью 4800 кв. м начинала торговая компания "Лента". Сейчас она управляет четырьмя торговыми центрами, годовой оборот которых в 2003 г. , по прогнозам компании, достигнет $280 млн. Еще два магазина "Лента" находятся в стадии строительства.

        Торговля в формате cash & carry в Петербурге представлена также двумя торговыми комплексами Metro и двумя торговыми центрами "МегаМарт". А в 2005 г. компания Vinci планирует открыть молл, якорным арендатором которого может стать гипермаркет французской сети Auchan.

        По словам Сергея Коплан-Дикса, начальника отдела маркетинга РБД, компания не ощущает конкуренции со стороны крупных сетевых операторов. За счет прямых поставок от производителей сеть "Риомаг" будет способна обеспечивать более низкие (на 14% , утверждает Коплан-Дикс) цены по сравнению с средними по городу.

        "Наши торговые центры являются единственными магазинами формата cash & carry в Невском и Пушкинском районах Петербурга", - говорит Коплан-Дикс.

        Эксперты и участники рынка полагают, что полюбившийся Петербургу формат cash & carry еще не исчерпал возможностей развития. По словам Марии Тиники, ведущего специалиста отдела торговой недвижимости компании Colliers International, в подобные проекты можно будет вкладывать деньги еще в течение 2 - 3 лет. Примерно столько времени понадобится для наполнения петербургского рынка в этом формате и перехода к стадии развития специализированных сетей.

        "Пока на питерском рынке нет игрока такого уровня, как Auchan, этот сегмент торговли будет открыт, - говорит Тиника. - Если РБД внимательно отнесется к позиционированию и расположению мест своих торговых центров, то такой проект может быть успешным".

        С ней согласен Алексей Шаскольский, руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства. "Несмотря на отсутствие хороших дорог и автомобилей, на которых население могло бы ездить за покупками в такие магазины, этот рынок будет насыщаться в течение нескольких лет", - говорит он.

        По словам представителя одной из петербургских торговых компаний, не пожелавшего назвать свое имя в печати, рынок в формате cash & carry еще далек от насыщения, однако он усомнился в способности РБД занять видное меcто на нем. РБД имеет неплохую сеть доставки продуктов в магазины, но это компания с небольшим оборотом, который не позволит ей выдерживать соответствующий уровень цен, говорит он.

        Олег Войцеховский, управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) , объясняет перспективность формата cash & carry в Петербурге неразвитостью сетевой розницы. Единственный крупный местный оператор - "Пятерочка", поэтому питерцы не избалованы стандартами обслуживания и с удовольствием принимают cash & carry, который в питерской модели является, по сути, "аскетичным гипермаркетом", говорит Войцеховский. Он полагает, что, пока в Петербурге концентрация розничных сетей супермаркетов и гипермаркетов достигнет московского уровня, пройдет еще около четырех лет и все это время cash & carry будут работать успешно.

Источник: Ведомости