17.10.2003

"АвтоВАЗ" недооценил иномарки. В своем прогнозе развития рынка легковых автомобилей до 2008 г.



Юлия Федоринова

таблицы и графики к статье:

         "АвтоВАЗ" обнародовал свой прогноз развития рынка легковых автомобилей до 2008 г. , из которого следует, что лидер отечественного автопрома считает самым динамичным сегмент автомобилей ценой $6000 - 10 000. Конкуренты и аналитики в один голос говорят, что "АвтоВАЗ" серьезно ошибается, недооценивая потенциал роста спроса и продаж иномарок дороже $10 000.

        По данным "АвтоВАЗа", в 2002 г. на его долю пришлось около 47,7% рынка легковых автомобилей (690 000 штук). Сейчас на главном конвейере завода выпускается 13 моделей, в ближайшие годы модельный ряд будет изменен. На 2004 г. намечено начало выпуска ВАЗ-2170 (к 2007 г. их выпуск составит 230 000) , на конец 2004 г. - "Калина" (к 2008 г. - 220 000) , на 2007 г. - ВАЗ-2116 (2010 г. - 220 000) , в 2010 г. новый автомобиль класса В1 придет на смену ВАЗ-2170.

        Картина рынка легковых автомобилей (включая иномарки) в 2008 г. , по версии "АвтоВАЗа", выглядит так. Продажи увеличатся с нынешних 1,49 млн до 1,77 млн штук. Наибольший рост спроса компания прогнозирует на автомобили ценовых категорий от $6000 до $8000 (на 44,5% до 591 000 штук) , от $8000 до $10 000 (на 34,8% до 155 000 штук) и дороже $10 000 (на 20% до 145 000 штук). Сегмент дешевых автомобилей стоимостью до $4500, наоборот, ожидает спад примерно на 1%. Благодаря этому, делают вывод специалисты автогиганта, структура рынка в 2008 г. радикально изменится: если сейчас более половины продаж приходится на автомобили ценой до $6000, то в 2008 г. 50% и более придется на машины дороже $6000.

        Исходя из этих прогнозов, "АвтоВАЗ" собирается сосредоточиться на выпуске моделей в ценовой категории от $6000 и выше. По словам пресс-секретаря председателя совета директоров "АвтоВАЗа" Елены Черновой, это модели "Калина", ВАЗ-2170, который придет на смену "десятке", и ВАЗ-2116.

        Конкуренты ВАЗа согласны с ним только в одном: будущее - за более дорогими машинами. Директор по маркетингу компании "Северсталь-авто" Василий Бойцов объясняет это ростом доходов населения, развитием кредитных программ, а также удорожанием производства авто из-за повышения экологических стандартов и улучшения комплектации. Однако Бойцов уверен, что ВАЗ недооценивает потенциал роста спроса и продаж в секторе иномарок дороже $10 000, который и будет самым динамичным сегментом рынка. По существу, он уже является таковым в последние два года. Так, по данным компании "Атон", в 2001 г. объем продаж новых иномарок в России составил 78 500 штук, в 2002 г. - 110 300, а по прогнозам на 2003 г. , может достигнуть 200 000.

        PR-менеджер Ford Motor Company Оксана Хартонюк согласна с выводами Бойцова. По прогнозу ее компании, продажи иномарок в России, большинство из которых стоят более $10 000, уже в 2004 г. составят около 238 000, а в 2005 г. вырастут до 320 000 штук.

        На чрезмерно консервативную оценку рынка иномарок "АвтоВАЗом" указывают и аналитики. Аналитик "Атона" Александр Агибалов согласен с прогнозом роста рынка автомобилей, представленным "АвтоВАЗом", однако отмечает, что сегмент машин дороже $10 000 вырастет больше, чем планирует автопроизводитель. Елена Сахнова из ОФГ считает, что спрос на машины от $6000 до $8000 будет немного ниже, чем заявлено в прогнозе "АвтоВАЗа", а на машины от $8000 до $10 000, напротив, несколько выше. Она также думает, что сегмент машин от $10 000 сильно недооценен "АвтоВАЗом".

        К тому же, предупреждает Сахнова, планы "АвтоВАЗа" застолбить ценовую нишу в $6000 - 10 000 не так-то легко осуществить: эту нишу уже занимают производители недорогих иномарок. Такой же точки зрения придерживаются и дилеры. Представитель группы компаний "Автомир" (является дилером УАЗа, ВАЗа, ГАЗа, "Ижмаша" и восьми иномарок) полагает, что серьезную конкуренцию новым "ВАЗам" составят дешевые Renault X90, Kia, Citroen C2, Huyndai. Он также уверен, что к 2008 г. в стране будет продаваться значительно больше иномарок, нежели рассчитывает "АвтоВАЗ". Он полагает, что продажи автомобилей сегмента от $9000 до $12 000 только в этом году вырастут на 30%.

Источник: Ведомости