17.10.2003

"Маркетинг по Котлеру" породнился с Cosmo. Их российские издатели создали СП



Юлия Полякова

         Вчера издательский дом Independent Media объявил о покупке 50% издательства деловой литературы "Альпина Бизнес Букс", представляющего в России бестселлеры бизнес-литературы "Выживают только параноики" Энди Гроува, "Искусство управления государством" Маргарет Тэтчер и "Маркетинг по Котлеру" Филипа Котлера.

        Издательство "Альпина Бизнес Букс" (ранее - ООО "Альпина паблишер") специализируется на выпуске деловой литературы. "Альпина" выпустила такие известные книги, как "Выживают только параноики" Энди Гроува, "Сделано в Америке" Сэма Уолтона, "Искусство управления государством" Маргарет Тэтчер, "Как стать генеральным директором" Джеффри Фокса и "Маркетинг по Котлеру" Филипа Котлера. Объем продаж "Альпины", по словам ее гендиректора Алексея Ильина, составил в 2002 г. около $1 млн. "Альпина" выпускает 65 наименований книг, а общий тираж составляет в среднем 260 000 экземпляров в год. Учредителями "Альпины", по данным Московской регпалаты, были гендиректор компании Алексей Ильин и двое других физических лиц.

        ИД Independent Media (IM) выпускает глянцевые журналы, в числе которых Cosmopolitan, Men's Health, FHM, Yes! , газеты The Moscow Times и на "Рублевке", а также контролирует около 30% акций газеты "Ведомости". Объем продаж IM в 2002 г. составил $70 млн.

        Издательский дом Independent Media распространил пресс-релиз, в котором сообщил о покупке 50% -ной доли в книгоиздательстве "Альпина Бизнес Букс". Гендиректор "Альпины" Алексей Ильин трактует сделку как создание совместного предприятия с IM. "Нас [руководителей "Альпины"] не интересует спокойная работа в маленьком издательстве. Нам нужен был серьезный партнер. Союз с IM поможет нам расширить покупательскую аудиторию и получить новые рекламные возможности", - радуется Ильин.

        Объем российского книжного рынка, по данным его участников, составляет более $700 млн, а 10 - 15% от этой суммы составляют продажи книг, которые не относятся к художественной литературе. Сегмент не художественной литературы в России растет на 20% в год.

        Правда, участники российского книжного рынка расходятся в определении того, что относится именно к деловой литературе. Ильин относит к ней книги по маркетингу, менеджменту, финансам, психологии развития в бизнесе. А гендиректор компании "Инфра-М" (выпускает 1500 наименований книг, относящихся к не художественной литературе, и владеет розничной сетью из 22 магазинов в России) Вячеслав Илюхин уверен, что сегмент намного шире и включает, например, учебную литературу.

        Гендиректор IM Михаил Дубик сообщил, что в течение 2 - 2,5 года число наименований продукции "Альпины", а также продажи планируется утроить. По его словам, СП пока продолжит работать в нише, где до сих пор была представлена "Альпина".

        Ильин рассказал, что переговоры о создании СП "Альпина" вела также с руководством делового журнала "Секрет фирмы" (его издает компания "Рунет Холдинг Менеджмент", которая входит в одну группу с "Нью Медиа Паблишинг Групп", издающей "Столичную вечернюю газету"). Договориться не удалось. Исполнительный директор компании "Рунет Холдинг Менеджмент" Юрий Калашнов подтвердил это "Ведомостям". По его словам, "Альпина" вышла с предложением о сотрудничестве, обсуждался вариант создания СП, но союз не состоялся.

        Одной из причин этого Калашнов назвал нежелание владельцев журнала "Секрет фирмы" становиться участниками книжного рынка. "Издание прессы и книг - разные виды бизнеса, в том числе поэтому мы отказались от сотрудничества с "Альпиной", - говорит он. Впрочем, признает Калашнов, другие издатели могут придерживаться иного мнения. А Вячеслав Илюхин из компании "Инфра-М" считает, что сама по себе сделка с IM пока не является залогом успеха на рынке. По его мнению, если "Альпина" не выйдет за рамки строгой ниши, в которой сейчас работает, и не приступит к созданию собственных специализированных магазинов, она еще долго не составит серьезной конкуренции его компании.

        IM И "ПРОФ-МЕДИА" ЗАЙМУТСЯ B2B: Вчера издательские компании Independent Media и "Проф-Медиа" объявили о создании СП, которое займется выпуском специализированных (business-to-business, b2b) журналов. По словам гендиректора IM Михаила Дубика, СП в течение пяти лет планирует издать 20 изданий и партнеры инвестируют в проект несколько миллионов долларов. В числе журналов будут "Финансовый директор" и "Агробизнес", которые до сих пор издавала IM.

Источник: Ведомости