16.10.2003

От застоя до расцвета. "Круглосуточные тусовщики" на российских экранах



В российский прокат выходит прогремевший некоторое время назад в Великобритании фильм "24 Hours Party People", российский вариант названия – "Круглосуточные тусовщики". Комментирует ЮРИЙ Ъ-ЯРОЦКИЙ.

       Название переведено, судя по всему, единственно правильным образом, но смысл его тем не менее теряется. "24 Hours Party People" – это одна из самых известных песен манчестерской группы Happy Mondays. Фильм рассказывает об этой группе и обо всем остальном, что происходило в музыке Манчестера начиная со второй половины 70-х до начала 90-х годов, о явлении, которое назвали словом Madchester, о том, как оно появилось, как закончилось, о людях, которые были его главными героями.

       История эта давно уже записана разнообразными музыкальными летописцами, рассказана вплоть до мельчайших подробностей, к тому же все прототипы главных героев фильма, за исключением одного, живы и вполне здоровы. Если вкратце, то все было примерно так. В сонную, ленивую и потихоньку спивающуюся молодежную жизнь Манчестера в конце 70-х влилась новая музыка (в фильме это наглядно показано на примере первого концерта в городе Sex Pistols: в зале 20 человек, все уходят окрыленные и начинают делать новую музыку). В городе стали появляться группы с совершенно новым взглядом на музыку. Сначала Joy Division, которые придали панк-року готическую торжественность. Потом, когда солист Joy Division Ян Кертис неожиданно для всех покончил с собой, на обломках группы возникли New Order, назло всем прогнозам сумевшие добиться еще большего успеха и придумавшие совместить рок и танцевальную электронику. Еще одни герои "Мэдчестера" – Happy Mondays, наркоманы и раздолбаи, сочинившую чуть ли не лучшую в мире наркоманскую и раздолбайскую музыку. Не менее значимый этап истории – открытие легендарного клуба Hacienda, в котором, считается, имели место первые в Европе рейвы и благодаря которому в моду вошли техно, хаус и Ecstasy.

       Главной движущей силой всего этого был человек по имени Тони Вилсон. Он под эгидой своей компании Factory Records сумел и обеспечить творческую свободу всем этим людям, и сделать их творчество прибыльным. И процветал до тех пор, пока группа Happy Mondays, получив от Тони Вилсона огромный бюджет на запись очередного альбома, не истратила все деньги на наркотики на острове Барбадос, приведя тем самым Factory к банкротству. Тони Вилсон, собственно, и является главным героем "Круглосуточных тусовщиков", его играет в меру известный актер Стив Куган, кажется, единственный, кого для фильма подбирали не по признаку внешнего сходства.

       Такой фильм в любом случае вызвал бы большой резонанс у себя на родине, слишком уж тема интересная и трогательная. Но у режиссера Майкла Уинтерботтома получилось снять еще и совсем неплохое кино. Можно даже сказать, что, глядя на то, как в нем показаны всякие канонические мэдчестерские истории, их как-то заново узнаешь. Еще в "Круглосуточных тусовщиках" всего в меру – и драматизма, и кислотной эстетики. Писатель Ирвин Уэлш про фильм сказал, что "по сравнению с ним все фильмы, что английские, что американские, кажутся пресным мусором", и можно легко представить, что денег автору "Трэйнспоттинга" за эту фразу никто не заплатил. В общем, "Круглосуточные тусовщики" исключительно модная и достойная вещица. Не факт только, что фильм стоит смотреть человеку, незнакомому с предметом повествования. А еще легко представить себе, про что может быть снят аналогичный фильм в России – "Гагарин-пати", "Птюч", "Эрмитаж", LSDance, Иван Салмаксов. Но его посторонним смотреть будет не очень интересно.



Источник: КоммерсантЪ