13.10.2003

Жареные контрафакты. Треть российских магазинов торгует поддельными товарами



Наталья БАРАНОВСКАЯ

Госторгинспекция подвела итоги первого полугодия. Результаты печальны: каждый третий российский магазин торгует поддельным или контрафактным товаром. Основная масса подделок, просроченных и недоброкачественных продуктов по-прежнему продается на рынках и в мелкой рознице. Конкуренцию им все чаще составляют интернет-магазины и телешопы.

Факты продажи фальсифицированных товаров установлены на 18 тысячах предприятий торговли из 60 тысяч проверенных Госторгинспекцией. Негодных товаров забраковано более чем на 130 миллионов рублей. Кто же поставляет фальшивки магазинам?

- Основная масса фальсифицированных товаров поступает на рынок от несуществующих оптовиков, - заявила "Известиям" Надежда Назина, руководитель Госторгинспекции РФ. - Проследить движение партий некачественных товаров, изъять их из оборота и наказать виновных практически невозможно - товары поступают в розницу небольшими партиями, а уголовная ответственность предусмотрена лишь в случаях оборота крупных партий фальсифицированного товара.

Примерно 70 процентов фальсифицированных и контрафактных товаров инспекторы выявили в мелкорозничной торговой сети. Но и сетевые магазины предлагают покупателям заведомо некачественный товар.

- Из московских сетей, пожалуй, только "Седьмой континент" и "Перекресток" следят за качеством продуктов, к ним претензий с нашей стороны нет, - говорит Владимир Никитин, руководитель Мосторгинспекции. - "Пятерочке" же в этом отношении есть над чем поработать, так же как и "Рамстору".

В группе фальсифицированных продовольственных товаров лидируют рыбные консервы. Башкирские торгинспекторы, например, обнаружили 2597 банок фальсифицированных рыбных консервов "Сайра натуральная с добавлением масла", изготовленных ОАО "Дальморепродукт" (Владивосток) и ООО РПК "Брайда" (Южно-Сахалинск). Вместо сайры в банках были куски сухой и кислой рыбы, похожей на селедку.

Риск купить в магазине поддельную икру тоже достаточно велик. В Самаре, например, инспекторы забраковали лососевую икру в банках, выработанную ООО "Сахрыба". Икра была пересолена, горчила и кишела стафилококком и кишечной палочкой.

Если инспекторы проверяют качество консервов в лабораториях, потребителям приходится испытывать продукты на себе. И мало кому приходит в голову нести обратно в магазин начатую горькую икру и отведанную селедку, прикинувшуюся лососем, не говоря уже о колбасе не первой свежести. И напрасно.

- В соответствии со статьей 18 закона "О защите прав потребителей" товар ненадлежащего качества, даже если упаковка вскрыта и продукт отведан, вы имеете право заменить на такой же, но качественный, или на другой с перерасчетом покупной цены или потребовать расторжения договора купли-продажи и возвращения денег, - разъясняет адвокат Кирилл Добродеев. - А если вы успели отравиться некачественным продуктом или отравить гостей, в соответствии со статьями 14 и 15 того же закона имеете право требовать возмещения вреда здоровью и морального ущерба как с магазина, продавшего некачественный товар, так и с производителя. Для этого надо предъявить претензию администрации магазина. В случае отказа или отсутствия ответа надо обратиться в суд с иском о защите своих прав потребителя и возмещении вреда.

- Мы всегда принимаем продукты даже хорошего качества, если покупатели их возвращают, - говорит Нелли Третьякова, директор одного из московских продовольственных магазинов. - Пусть лучше человек вернет товар нам, чем нажалуется контролирующим организациям, представители которых и так у нас постоянно пасутся.

Не на каждого продавца, торгующего фальшивыми и некачественными товарами, легко найти управу. Это отлично известно покупателям интернет-магазинов и телешопов. В Госторгинспекции тоже об этом знают, но пока поделать ничего не могут.

- Отсутствие правил интернет-торговли лишает нас возможности контролировать качество товаров, продающихся через Интернет, - сетует Владимир Никитин. - Если покупатель жалуется, что ему всучили некачественный товар, мы пытаемся найти продавца, но это не всегда удается. Дело в том, что чаще всего заказанный через Интернет или в телемагазине товар привозят на дом вечером, когда покупатель потерял бдительность. Договор купли-продажи обычно не составляется, чек не пробивается, сведений о продавце курьер не дает, а покупатель и не спрашивает. Если товар куплен в телемагазине, продавец указывает только номер абонентского ящика. Почтовики же сведений об абонентах не разглашают.

В похожей ситуации оказываются и те, кто покупает товар у уличных продавцов. Сейчас на подступах к ВВЦ продают женские колготки, три пары за 100 рублей. Мы купили три пары разных размеров. При ближайшем рассмотрении все колготки оказались одинакового неходового размера (1) и с заводским браком. Надо ли говорить, что через неделю вместо колготок на том же месте продавал по три футболки за ту же сотню совсем другой продавец.

В Самаре поддельных колготок не меньше, чем в Москве.

- При проверке оптово-розничного рынка "Караван" инспекторы забраковали и сняли с продажи чулочно-носочные изделия на общую сумму 16,7 тысячи рублей, - рассказывает Татьяна Степанова, руководитель отдела контроля правил торговли, цен и услуг Госторгинспекции. - В частности, колготки с грубыми дефектами - пробитыми и спущенными петлями, не соответствующими указанным на упаковке размерами и содержанием эластана. Упаковка была отпечатана на цветном ксероксе, а вкладыш сделан из картона низкого качества.

- Если в магазине, торгующем колготками, бельем и другими товарами, которые "не подлежат возврату и обмену" (о чем обычно продавцы предупреждают крупными буквами), вам продали некачественный товар, вы имеете право требовать его замены или возврата денег в соответствии со статьей 18 закона "О защите прав потребителей", - говорит Кирилл Добродеев. - А табличка с перечнем товаров, не подлежащих обмену, касается исключительно товаров надлежащего качества, которые не подошли вам по размеру, цвету или фасону.

Источник: Известия