06.10.2003

Домашнее потребление мороженого растет медленно



Мороженщики начинают готовиться к зиме. К ней же они хотят подготовить и покупателей. Было бы неплохо, если бы россияне ели больше мороженого дома. Но они пока не готовы пойти навстречу продавцам.

По словам представителей отрасли, мороженое в последние годы пало жертвой конкуренции. Зимой про него вспоминают мало, а летом мороженое все сильнее теснят пиво, соки, воды. С января по август этого года в России наморозили 294 тыс. тонн мороженого, в прошлом году за тот же срок — 288 тыс. тонн. "Рост всего 2,2%, — говорит исполнительный директор Союза мороженщиков Валерий Елхов. — Но этого мало". По сравнению с тем, сколько ели мороженого в доперестроечные времена, это на самом деле не так уж много — тогда ежегодное производство в РСФСР доходило до 470 тыс. тонн, а в 2002 году всего произвели 376 тыс. тонн.

Причины такого сдержанного роста, по мнению Валерия Елхова, в том, что этот сезон был не очень хорошим по погоде, особенно в центральной части России, а здесь сосредоточены основные производственные мощности мороженщиков. "В прошлом году в Центральном федеральном округе произвели 132 тыс. тонн мороженого, а, к примеру, в Сибирском округе — только 75 тыс.", — рассказывает он. Но в этом сезоне та же самая Сибирь и помогла отрасли не упасть в грязь лицом: за последние 8 месяцев рост производства в Сибирском округе составил 13%, а в Центральном — только 9%.

Но вместе с погодой, как уже говорилось, на мороженое действуют и другие факторы — товаров-заменителей стало больше. Визуальные наблюдения показывают, что все чаще место в руке потребителя занимает не эскимо, а, к примеру, пиво. "Лет 10 назад мороженое было в большей степени товаром уличного потребления, сейчас на улице его едят меньше, — говорят в Союзе мороженщиков. — Но вместе с тем доля домашнего потребления растет".

Одна из причин — расширение ассортимента: потребителю могут предложить не только эскимо, но и торты, десерты или даже три вида мороженого в одной упаковке (это изобретение индустрии называется шоу-боксами). К тому же лотки с мороженым стоят не только на улице, но и в магазинах, супермаркетах, а там, как говорят в союзе, все продукты домашнего потребления, в том числе и мороженое. "Через магазины продается до 50% мороженого", — говорит Валерий Елхов. Всего же, по данным союза, на мороженое домашнего потребления приходится около 10% производства.

Домашнее потребление мороженого может быть связано и с развитием мороженого класса премиум. Как считает Елхов, этот сегмент постоянно растет. На мороженое класса премиум есть спрос, считают производители, но он небольшой. "Группа потребителей ограничена, — говорит маркетолог группы компаний "Рамзай" Ирина Соболевская. — Его продажи зависят от платежеспособности". По данным компании "Альтервест", премиальное мороженое занимает всего лишь около 2% всего объема производства.

"У нас мороженое для домашнего потребления продается очень хорошо", — говорит Ирина Соболевская. Но, по мнению Соболевской, нельзя говорить, что происходят существенные изменения в структуре потребления: летом всегда покупают больше порционного мороженого, а зимой — для домашнего потребления.

"Изменения в структуре потребления происходят очень медленно, — сказал "Финансовым Известиям" президент группы компаний "Альтервест" Виктор Лутовинов. — Безусловно, предприятиям надо развивать это направление, ведь никто не откажется от денег. Но российский рынок к этому пока не готов".

Источник: YARMARKA.NET