03.10.2003

"На каждый портрет - по автоматчику". В Чечне заканчивается массовая агитация и пропаганда



В пятницу ночью в Чечне закончится предвыборная агитация. Самая интересная часть избирательной кампании по выборам президента республики станет историей. Что такое политтехнологии по-чеченски? Как претенденты на пост главы Чечни завоевывали голоса земляков? Об этом - в репортаже корреспондентов "Известий", наблюдавших за Чечней предвыборной.

К приезду Кадырова на чеченское телевидение здешние журналисты вывесили на заборе 12 разных портретов: Кадыров на фоне гор, Кадыров здоровается с Путиным, Кадыров в профиль, Кадыров в фас. Покончив с забором, расклейщики занялись столбами.

- Не фотографируйте нас, - попросили расклейщики, - это не наш кандидат.

За два часа они украсили портретами нелюбимого кандидата все фонарные столбы по улице Богдана Хмельницкого, кроме одного, на котором висела фотография Петимат Забаевой 1968 года рождения. 10 августа 2003 года Петимат выехала из Назрани в Грозный и пропала без вести. "Всех, кто встречался с Петимат, просим сообщить родным в совхоз "Аргунский". Это может случиться с каждым!"

Возле офиса районного отдела труда и социального развития длинная очередь женщин, на стене образец заявления: "Прошу вас назначить ежемесячное детское пособие на моего ребенка (моих детей)". Из каждого окошечка на просительниц, кроме чиновника, глядит фотография: Кадыров в каракулевой чеченской папахе. Один из портретов немилосердно замазан. Фотографий остальных кандидатов и в Грозном, и в других местах - считанные единицы.

Зато можно увидеть сорванные портреты Кадырова. Две недели назад неизвестные вандалы подожгли рекламный щит Кадырова на торце пятиэтажки при въезде в Ачхой-Мартан. Щит мгновенно отреставрировали, но стена до сих пор в копоти.

- Молния ударила, - весело сообщают нам местные жители. - Кто ж его подожжет? На каждый портрет - по автоматчику.

Действительно, самое большое число изображений Кадырова - вблизи милицейских постов и госучреждений. На вагончике ГАИ в Ачхой-Мартане - три портрета, еще один - внутри.

- Любой человек может повесить здесь фотографию, - говорит начальник отделения ГИБДД Ачхой-Мартановского района Арби Канаев. - Хотите, вы повесьте. Никто не запрещает. Тут ведь все висели. И Аслаханов, и Бураев, и Джабраилов.

- И где же они теперь?

- Дожди сильные прошли, - говорит Канаев. - Всех смыло.

Самая выразительная политическая реклама в Чечне - граффити на заборах. Поверх старых надписей типа "Долой", "Смерть", "Джихад", "Умар плюс Лиза" пульверизатором нанесены новые. Например, "Имярек - наш президент" или "Имярек - сволочь тупая".

Чем ближе день голосования, тем реже претенденты встречаются с избирателями. Одно из традиционных мест для таких встреч - Чеченский госуниверситет. На днях его посетил 65-летний соперник Кадырова Хусейн Бийбулатов.

- Мне он понравился, - рассказывает Тимур Габазов, студент 4-го курса юридического факультета. - Заместителем в Госплане работал, зампредом, первым секретарем Ножай-Юртовского района, два высших образования у парня, Высшая партийная школа, обещал сделать республику процветающей и богатой, но мы не купились, хотя хороший мужик, сказал, что в случае победы расформирует службу безопасности Кадырова. Мы Бийбулатова пожалели.

В кабинете проректора университета по учебно-воспитательной работе Махмуда Керимова висит портрет Кадырова.

- Он здесь висит как исполняющий полномочия президента, а не как кандидат, - объясняет Махмуд Магомедович. - Кроме того, Ахмат-хаджи уже год является почетным профессором нашего университета. Ученый совет вручил ему диплом, и теперь Кадыров - член нашего коллектива.

"Член коллектива" последний раз был в университете в октябре прошлого года. Тогда ему и вручили диплом профессора.

- И студенчество, и преподаватели говорят, что коней на переправе не меняют, - продолжает Махмуд Керимов. - И вывести нас на демократический путь может только Кадыров - с его волей, опытом и мужеством в чеченском смысле этого слова.

- Что это значит?

- Кулаком по столу стукнуть, на родном языке что-нибудь объяснить. Человек, который долго не жил в Чечне, этого уже не сделает. Мы каждый день проводим разъяснительную работу со студентами, объясняем, что положение в республике может исправить только тот, кто знает эту ситуацию изнутри. В предвыборные дни мы не можем называть имя этого человека, но все понимают - у нас сейчас в политике и в оружии все разбираются с детских лет, только и разговоров. Утром на работу ухожу, а моя трехлетняя дочка Золина мне говорит: папа, не забудь паспорт. И старики тоже соберутся в пятницу в мечети и только о политике говорят. Если раньше обсуждали, чей сын на ком женился, кто машину купил, чья дочка без платка ходит, у кого дом на кирпич выше, то теперь только о выборах да как Путин с Кадыровым чай пили.

...Кортеж Кадырова из 15 машин влетел в распахнутые ворота чеченской телерадиокомпании. Студия ожила. Во дворе и коридорах толпились вооруженные охранники. Всегда солидные и чуть высокомерные работники телецентра прыгали через две ступеньки. Кадыров приехал в два часа. К трем должны были появиться и остальные кандидаты для дискуссии. Кадыров отработал эфир в одиночку и уехал, не дождавшись соперников. Впрочем, они и не приехали.

- Я уже устал гоняться за кандидатами, - жалуется Беслан Халадов, глава Чеченской государственной телерадиокомпании. - Ну ладно платное время никто не выкупил, так хотя бы бесплатно использовали. Тридцать минут бесплатного времени в день. Никто не берет. Я вынужден ставить резерв. То "Спортивный курьер", то документальный фильм о Грозном, то передачу про женщин. Я еще на этих кандидатов в суд хочу подать за то, что они бесплатное время не используют. Только команда Кадырова материалы предоставляет. И платное время тоже только Кадыров выкупает да еще Аслаханов, пока не передумал баллотироваться.

В начале предвыборной кампании одна минута эфирного времени в Чечне стоила 3 тысячи рублей. Теперь - 6 тысяч. Помощник одного из кандидатов, приехавший вместо своего шефа на эфир, сказал, что агитация по местному телевидению пользы не приносит.

- Все равно нам не переплюнуть того, кого показывают по центральным каналам, так что все уже решено и мы ничего не изменим.

***

С 28 сентября в республике закрыты все школы. Опасаясь провокации боевиков, детей отправили на каникулы до конца выборов. Самые нерадивые из них надеются на второй тур.

Сторонников Кадырова продолжают убивать

Вечером в среду в Чечне убили мэра города Шали Мусу Дакаева и его сына. Четверо неизвестных расстреляли их на перекрестке улиц Ивановская и Раздельная. Автомашина "Волга", в которой отец и сын возвращались домой, была буквально изрешечена пулями. Оперативно-следственная бригада собрала на месте происшествия более 70 стреляных гильз от автомата Калашникова. Преступление уже назвали политическим - покойный был активным сторонником Ахмата Кадырова. Вчера руководство Шалинского района приняло решение выплатить 10 тысяч долларов за информацию об убийцах.

Источник: Известия