02.10.2003

Мобилизация пластиковых карт. Банки вводят новые услуги, чтобы привлечь состоятельных клиентов



Александр Роготень

         "Зарплатные проекты" хоть и остаются самым надежным способом продвижения платежных карт, но дальнейший рост рынка пластика возможен лишь при привлечении состоятельных частных клиентов "с улицы". Это заставляет банки искать новые способы привлечения клиентов: платежи через мобильные телефоны и Интернет, кобрэндинговые карты и др.

        По данным Главного управления ЦБ по Новосибирской области, на конец первого полугодия банками и филиалами было выдано 355 200 пластиковых карт 351 300 клиентам, что на 31,2% больше, чем на начало года. Основными владельцами карт являются физлица - на них приходится 99,8% карт, остальное - корпоративные карты. Доля кредитных карт составляет 0,02%.

        Крупнейшими эмитентами являются Сибакадембанк - эмитировано 130 000 карт, в том числе 120 000 карт "Золотая корона", оборот за полугодие 2,5 млрд руб. ; Сибирский банк Сбербанка - 66 116 карт, оборот 4,4 млрд руб. Далее следуют филиалы Банка Москвы (29 000 карт) и Альфа-банка (16 500 карт).

        Средний размер покупки, совершаемой по пластиковой карте в Новосибирске, в два с лишним раза больше, чем по Сибирскому федеральному округу - 746 руб. против 334 руб.

        На рынке банковских карт Новосибирской области представлены практически все платежные системы, действующие в России, - VISA, MasterCard, "Сберкарт", "Золотая корона", Union Сard, STB Сard и др. По данным ГУ ЦБ, объем операций в области с использованием карт в первом полугодии вырос в 1,6 раза и достиг 10,214 млрд руб. Лидером по обороту является "Сберкарт", увеличившая за год оборот с 2,279 млрд руб. до 4,288 млрд руб. "Золотая корона" занимает на местном рынке второе место с оборотом в 3,072 млрд руб. против 1,786 млрд руб. в прошлом году. Более чем в два раза - до 2,061 млрд руб. возросли показатели VISA. А вот у MasterCard, наоборот, показатели уменьшились почти в два раза до 608 млн руб.

        С начала года на 9% до 589 увеличилось количество торгово-сервисных точек, принимающих карты. В том числе 399 точек принимают VISA и MasterCard, 203 точки - Union Сard, 136 точек - "Золотую корону", 116 - "Сберкарт". Количество банкоматов возросло с начала года с 182 до 216, а пунктов выдачи наличных - на 12%.

        Основной объем эмиссии пластиковых карт в Новосибирске приходится на реализацию "зарплатных проектов". За счет того, что карточки выдавались работникам и сотрудникам крупных предприятий для выдачи зарплаты, подавляющее число их держателей предпочитают сразу снимать наличные средства, а не пользоваться картами для оплаты товаров и услуг в торгово-сервисной сети. По данным ГУ ЦБ, в общем объеме сделок по карточкам только 1,3% составили операции в торгово-сервисной сети (в целом по России 10,9% ), а 98,7% пришлось на обналичивание средств.

        В конце 90-х, когда рынок только формировался, внедрение пластиковых карт решало задачи не потребителей, а предприятий: автоматизировался процесс выдачи зарплаты, банки кредитовали предприятия, стоящие на картотеке, и те за счет этого получали возможность платить зарплату сотрудникам и т. д. Теперь этот ресурс развития исчерпан, и резерв - как в активизации держателей карт, так и в привлечении состоятельных клиентов "с улицы", считает Мария Михайлова, директор по брэндингу платежной системы "Золотая корона".

        Светлана Степанова, начальник планово-аналитического управления Новосибирсквнешторгбанка, считает, что сеть расчетных терминалов в городе развивается очень низкими темпами и доля безналичных расчетов не увеличивается. "Это связано и с налоговыми проблемами, которые возникают у торговых организаций, и с отсутствием необходимых навыков у персонала магазинов для обслуживания по картам. Иногда расчет по карте превращается в представление, кассир не может произвести расчет в одиночку, приглашает администратора - это не повышает скорость обслуживания клиента, а лишь сводит на нет все преимущества безналичных расчетов", - рассказывает Светлана Степанова. Директор филиала Росбанка Александр Веселков также считает главной проблемой для развития рынка пластиковых карт слабую терминальную инфраструктуру и эмиссии карт через зарплатные проекты, когда основной объем обналичивается через 2 - 3 дня. По его словам, перспективным направлением может стать эмиссия кредитных карт и предоставление дополнительных сервисов по картам. Банки в Новосибирске только начинают движение в этом направлении. В частности, филиал "МЕНАТЕП-СПб" сделал акцент на предоставление новых видов услуг по картам. По словам главного менеджера филиала "МЕНАТЕП-СПб" Сергея Шульгина, главным направлением в развитии карточных проектов станет предоставление новой услуги - управление банковским счетом с мобильного телефона. Уже сейчас можно с помощью мобильного телефона пополнить лицевой счет любому абоненту МТС, совершить платеж по системе "Город" (оплата коммунальных услуг и ряд других сервисов) или рассчитаться за такси. Уже в октябре более 15 торговых точек города начнут принимать платежи с мобильных телефонов. Новосибирский филиал стал первым в системе банка "МЕНАТЕП-СПб", где внедряется эта услуга. Но банк не забывает и о зарплатных проектах, для чего в ближайшие дни филиал установит еще шесть банкоматов на станциях метро.

        Сибакадембанк, выпустивший наибольшее количество карт по зарплатным проектам, также переориентируется на предоставление допсервисов по картам. По словам Натальи Козолий, ведущего специалиста управления комплексного обслуживания клиентов банка, сейчас в пилотной стадии на основе чиповых карт "Золотая корона" находятся системы Sim MP (оплата сотовой связи, коммунальных и других услуг через мобильный телефон) , Faktura.ru (управление счетом, платежи через Интернет, в том числе оплата покупок в интернет-магазинах). За счет больших объемов эмиссии САБ снизил цену на карты "Золотая корона" с 250 руб. до 100 руб. для своих клиентов. По мнению представителя банка, за счет этого к концу года объем эмиссии пластиковых карт достигнет 200 000 штук.

        Марина Кокоулина, начальник отдела розничных продаж Новосибирского филиала Альфа-банка, говорит, что для привлечения новых клиентов и расширения эмиссии пластиковых карт банком разрабатываются новые условия и сервисы по ним: "В рамках проекта "Альфа-банк Экспресс" возможно управление счетом через Интернет, пополнения счетов юридических и физических лиц через банкомат". В следующем году филиал планирует открыть первые фирменные отделения "Альфа-банк Экспресс" и начать выдавать клиентам кредитные карты.

        Новосибирсквнешторгбанк предоставляет клиентам - владельцам карт возможность пользоваться овердрафтом. По словам Светланы Степановой, банк выдает краткосрочный кредит по картсчету, который погашается поступающими средствами, как правило, в течение месяца.

        Наиболее очевидная линия на привлечение розничного клиента, считают банкиры, - предоставление скидок в торговых точках, так называемые кобрэндинговые карты с торговыми сетями (выпуск пластиковой карты совместно с розничной сетью и предоставление скидок при покупке по этой карте в этой сети). Но в Новосибирске еще мало и торговых сетей, и альянсов торговых предприятий с банками по карточным проектам. Первым на это пошел новосибирский филиал Газпромбанка (объем эмиссии - 7000 карт международных систем) , предложивший специальные карты "для женщин". По словам начальника отдела пластиковых карт филиала Михаила Бородихина, их использование позволяет делать покупки по дисконтным программам в 15 торговых предприятиях Новосибирска, в основном торгующих товарами для женщин. По мнению Михаила Бородихина, эффективность такого шага оценить сложно, но среди клиентов банка это вызвало интерес.

        Особняком в этом процессе стоит Сбербанк, лидирующий по оборотам по пластиковым картам. Свои маркетинговые планы в банке не раскрывают, но, по словам директора управления банковских карт Сибирского банка Сбербанка Вадима Романова, дальнейшие планы по эмиссии карт связаны как раз с реализацией "зарплатных проектов". До конца года банк планирует довести эмиссию до 81 000 карт, общий оборот по которым превысит 10 млрд руб.

        РОСТ ИДЕТ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ.

        Объем эмиссии карт "Золотая корона" в России по итогам первого полугодия увеличился на 100 000 карт и достиг 1,6 млн. К концу 2003 г. планируется увеличение количества карт до 2 млн. Оборот "Золотой короны" в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. увеличился в 1,5 раза до 27,5 млрд руб. Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети составила 38%. Партнерами платежной системы "Золотая корона" являются 191 банк, 970 промышленных предприятий и свыше 8500 торговых организаций.

        Российские банки эмитировали к концу первого полугодия 310 000 карт MasterCard и 4,190 млн карт Maestro. Совокупный оборот по картам MasterCard вырос на 85,9% и составил $660 млн. Количество торговых точек, принимающих карты MasterCard, увеличилось на 112,7% до 56 000.

        Оборот по картам Visa в России на конец II квартала составил $9,6 млрд, число точек приема карт достигло 57 400.

        По данным ЦБ РФ, на конец II квартала 2003 г. общее количество банковских карт всех платежных систем, представленных в России, составило 18,5 млн.

        Сбербанк увеличил объем эмиссии карт системы "Сберкарт" на 16% до 2,3 млн. Количество торгово-сервисных точек приема "Сберкарт" превысило 8800.

Источник: Ведомости