01.10.2003

В Москве назревает первый прецедент преследования СМИ по новому избирательному законодательству.



Рабочая группа по разрешению информационных споров Мосгоризбиркома нашла первых нарушителей - газету "Тверская, 13" и журнал "Коммерсантъ-Власть". Эти издания опубликовали материалы, касающиеся мэра Москвы Юрия Лужкова. Но услышать, в чем их обвиняют, смогли не все "ответчики", потому что о заседании комиссии их известили в последний момент.

Рабочая группа по информационным спорам при Московском горизбиркоме следит, чтобы во время мэрских выборов СМИ не нарушали закон. Подавляющий численный перевес в комиссии получили представители горизбиркома и территориального управления Минпечати. Из журналистов в состав комиссии (всего в ней 15 человек) пригласили представителей "Интерфакса", "Московской правды", телеканала "ТВ-Столица" и издания "Октябрьское Поле и весь Северо-Запад".

Уже на первом заседании группы были названы первые возможные нарушители закона. Членам рабочей группы не понравилась статья «Огонь керосинки», опубликованная в газете «Тверская, 13», и опрос «Не надоел ли вам Лужков?», помещенный в журнале «Коммерсантъ-Власть». К моменту публикации материалов Лужков уже выдвинул свою кандидатуру на пост мэра Москвы.

"Тверская, 13" опубликовала репортаж о посещении московским градоначальником Университета нефти и газа имени Губкина в изложении ректора вуза Альберта Владимирова и полную распечатку пресс-конференции мэра, в которой он делится своими планами на будущее. Официальному изданию столичного правительства вменили "сообщение о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью" и "распространение информации с явным преобладанием сведений об одном кандидате". К моменту выхода публикации Лужков не создал свой избирательный фонд, оплатить материалы не мог, а это предполагается новыми поправками к закону о СМИ, так что нарушителями оказались журналисты.

"Мы же не можем освещать деятельность кандидатов, если их избирательные штабы не проводят пресс-конференций и встреч с избирателями, - сказал главный редактор "Московской правды" Шод Муладжанов. - Нужно договориться и расставить флажки, иначе конфликты будут только нарастать".

Журналу "Коммерсант-Власть" инкриминировали "деятельность, способствовавшую созданию положительного или отрицательного отношения к кандидатам". Правда, члены комиссии признали, что из ответов известных предпринимателей и политиков на вопрос "Вам Лужков не надоел?" определенного мнения не складывается. И решили журналистов на первый раз строго не наказывать: оба издания должны «дать письменные объяснения». А редакция "Коммерсанта" вдобавок получит информационное письмо о том, что журналистам надо быть бдительными: избирательная кампания в Москве стартовала.

На заседание комиссии пришли только представители «Тверской, 13». Максим Ковальский, главный редактор журнала «Коммерсантъ-Власть», заверил ГАЗЕТУ, что представители издания не намерены уклоняться от встречи с комиссией: «Сегодня от нас никто не пришел, потому что телеграмму с извещением мы получили за два часа до заседания. Да и из текста не было понятно, о чем речь».

По словам Ковальского, он сделал попытку понять, в чем обвиняется журнал, но безуспешно: «Мы позвонили в Московскую городскую избирательную комиссию, там внятной картины не наблюдается. Какие-то претензии у них есть. Но в чем именно они состоят, по телефону члены комиссии не говорят».

"Наша задача - не замочить СМИ, а помочь городской избирательной комиссии", - заверил вчера журналистов зампред группы Олег Чубаров из СПС. Другие участники группы настроены более решительно. Многие из них не согласны с принятым "мягким" решением. "Сегодня мы допустили большую ошибку, - сказал ГАЗЕТЕ один из участников заседания. - Нужно быть построже, если так пойдет дальше - начнется информационный беспредел". Напомним, что в случае, если группа найдет в публикации незаконную агитацию, она вправе предложить Мосгоризбиркому обратиться в суд о наложении штрафа, а за неоднократные нарушения - в Минпечати о закрытии СМИ на время выборов (подробнее о нарушениях, за которые СМИ могут быть закрыты, - см. справку).

СПРАВКА

В соответствии с новым избирательным законодательством, принятым Госдумой с подачи Центризбиркома, СМИ будут предупреждать дважды. Если избирательная комиссия выявит, что издание, теле- или радиокомпания допускает незаконную агитацию, уделяет какому-то кандидату или партии больше внимания в ущерб другим или печатает "заказные" материалы, не оплаченные из избирательного фонда кандидата, она может подать в суд. Если суд два раза признает издание виновным в нарушении закона, Минпечати должно приостановить выпуск издания до окончания избирательной кампании.

Источник: Газета