01.10.2003

Starbucks нацелилась на Францию. Сеть надеется, что местные традиции потребления кофе ей не помешают



Джейми Китен

         На прошлой неделе американская сеть кофеен Starbucks сообщила, что намерена покорить Францию. Специалисты, однако, считают, что в этой стране с ее давними традициями потребления кофе американской компании придется нелегко.

        Первая кофейня Starbucks должна открыться в начале будущего года в самом центре Парижа, недалеко от Opera Garnier. "Мы приходим на французский рынок, испытывая глубочайшее уважение к французской культуре потребления кофе", - заявил председатель совета директоров компании Говард Шульц, добавив, что, по его мнению, Starbucks удачно впишется в местную традицию.

        Между тем во Франции культура потребления кофе формировалась на протяжении нескольких столетий. И сегодня излюбленным местом времяпрепровождения большинства французов по-прежнему остаются маленькие частные кафе.

        Многие традиции, как, скажем, "полуденный кофе" (kaffeeklatsch) в каком-нибудь маленьком бистро, где в клубах сигаретного дыма снуют официанты в неизменных галстуках-бабочках, живы и поныне.

        Жан-Поль Сартр, как известно, любил вести философские беседы, покуривая старую трубку в кафе Les Deux Magots. Однако вот вопрос, чувствовал бы он себя так же уютно, если бы кофе подавали ему в бумажном стаканчике, а любимую трубку и вовсе запретили курить. Между тем в парижском Starbucks курить будет нельзя.

        "Мы много спорили на эту тему, - рассказывает Франк Эскер, управляющий директор Starbucks France. - В конце концов мы решили, что внутри кафе курить будет нельзя, чтобы сохранить качество нашего кофе, а вот на открытых верандах - можно".

        По поводу качества кофе у Starbucks во Франции тоже может возникнуть непонимание - дело в том, что так называемый фильтрованный кофе, который часто можно обнаружить именно в американских кафе и кофейнях, французы называют не иначе, как jus de chaussettes - "вода из-под носков".

        Впрочем, не все так плохо. Многие владельцы парижских кафе считают, что появление Starbucks, сопровождающееся мощной маркетинговой кампанией, поможет подогреть интерес публики к кофе.

        Пока же, сетует Кристофер Дрешер, совладелец бистро с гордым названием Olives Cafe and Restaurant, расположенного в непосредственной близости от Елисейских Полей, фантазии посетителей хватает разве что на то, чтобы заказать стандартный эспрессо или, на худой конец, капуччино. Между тем у него в бистро стоит целый шкаф с разнообразными сиропами для кофе, который клиенты просто не замечают. "Если бы люди знали, как много разных продуктов существует для употребления вместе с кофе, нам было бы легче работать", - говорит он.

        Владелец Olives не боится, что с появлением Starbucks во Франции закончится эпоха маленьких уютных кафе. "Во Франции всегда найдется место для маленького кафе", - считает Дрешер.

        Мировая сеть Starbucks насчитывает более 7000 точек. В Европу компания пришла в 1998 г. и теперь работает в таких странах, как Австрия, Германия, Греция, Испания и Швейцария. Осваивать французский рынок ей будет помогать партнер по совместному предприятию в Испании - компания Grupo Vips. (DJ, 26. 09. 2003, Екатерина Кудашкина)

Источник: Ведомости