01.10.2003

Подарок для киевлян. Московская сеть "Мульти" начинает открывать магазины в украинской столице



Сергей Канунников

         Столичная сеть подарочных магазинов "Мульти" планирует выйти на украинский рынок. Из российских сетевых розничных компаний опыт успешной работы на Украине имеют только "Спортмастер" и "Эльдорадо".

        Созданное в 1997 г. ООО "Компания "Мульти" управляет в московском регионе, Твери и Красноярске сетью магазинов подарков и товаров для дома. Торговая площадь магазинов - до 500 кв. м, ассортимент - около 15 000 наименований. Оборот в 2002 г. , по собственным данным, составил около $12 млн.

        Первые два магазина "Мульти" откроются в Киеве в октябре и ноябре. Под них арендованы помещения торговой площадью 400 - 500 кв. м. По словам гендиректора "Мульти" Евгения Михеева, инвестиции в запуск одного магазина составят $150 000 - 200 000. "По результатам [работы первых магазинов] будет видно, как развиваться на Украине", - говорит он. Всего в 2004 - 2005 гг. "Мульти" планирует открыть в республике около 10 магазинов. Как говорит Михеев, позиционирование "Мульти" - "супермаркет подарков" - на Украине будет сохранено. Предполагается, что средний чек в Киеве будет таким же, как в Москве, - $10 - 20, оборот одного магазина - $1,2 млн.

        До сих пор российским торговым сетям было проще адаптироваться на Украине, чем украинским - в России. Сеть по торговле электроникой и бытовой техникой "Эльдорадо" вышла туда в 1997 г. и сейчас располагает в республике 32 магазинами, сеть по торговле спорттоварами "Спортмастер" с 1998 г. открыла на Украине один одноименный супермаркет и несколько магазинов Columbia и Kettler. А вот украинская продовольственная Fozzy Group, объявив в ноябре 2002 г. о планах построить в Москве сеть "Сiльпо", меньше чем через полгода закрыла свой единственный магазин.

        Эксперты оптимистично оценивают украинские перспективы Fozzy. "На Украину стоит идти, потому что чем дальше от Москвы, тем рынок свободней, - говорит директор по спецпроектам сети магазинов подарков "Багателль" Малик Каримов. - В Киеве такой же покупатель, как и в Москве, поэтому средний чек там может составить даже $25, а с учетом упаковки - все $40 - 50". "В Киеве привычны к московским ценам, - соглашается гендиректор компании "РАО Консалтинг" Александра Славянская, - если туда пробиться, проблем со сбытом не будет". О привлекательности украинского рынка говорит и директор по розничным продажам "Спортмастера" Леонид Страхов. "Но я бы советовал "Мульти" сначала продумать структуру управления удаленным филиалом и механизмы контроля за его работой", - оговаривается он. Славянская называет еще одну сложность, которая ожидает "Мульти": "На Украине практически нет консалтинговых и аудиторских компаний, при посредничестве которых обычно ритейлоры выходят на новые рынки". Впрочем, Славянская считает, что Евгению Михееву поможет в работе на Украине его предыдущий опыт.

        До апреля нынешнего года Михеев работал заместителем генерального директора "Эльдорадо" по управлению розничной сетью. В пресс-службе "Мульти" "Ведомостям" заявили, что планы украинской экспансии возникли лишь после появления Михеева в компании. И Михеев, и другие представители компании подчеркивают, что открытие магазинов в Киеве - не его единоличное решение.

        Директор по разработкам компании BBPG Consulting Алексей Тихомиров согласен, что опыт Михеева поможет "Мульти" на Украине. "Он знает особенности [республиканского] законодательства, менеджмента, рынка и решил пойти по знакомому пути", - считает эксперт.

Источник: Ведомости