29.09.2003

Китайским детям не до игр. Внутренний рынок крупнейшего экспортера игрушек развит слабо



Кэти Чен

         Американская компания Discovery Toys, занимающаяся производством и продажей развивающих игрушек, решила попробовать свои силы на китайском рынке. Китай - крупнейший экспортер игрушек, но вот внутренний рынок этого товара в Поднебесной развит крайне слабо.

        Discovery Toys заключила договор с пекинской компанией BabyCare, которая занимается продажей детских товаров и предоставлением услуг по уходу за детьми. В течение ближайших двух недель продукция Discovery Toys появится в девяти городах Китая.

        До сих пор в Китае, который сам является едва ли не крупнейшим в мире производителем и поставщиком игрушек, игрушечный рынок развивался, как ни странно, крайне вяло. Иностранным компаниям, которые производят и продают игрушки, приходится здесь нелегко. Более-менее успешно на китайском рынке представлены разве что американская корпорация Mattel и датская Lego. Больше ни одной из 6000 игрушечных компаний, пытающихся делать бизнес в Китае, пока не удается добиться мало-мальски значимых результатов.

        Дело в том, что детские игрушки считаются в Поднебесной скорее баловством и излишеством, чем инструментом развития способностей ребенка, таких, как, скажем, моторно-зрительная координация или творческое мышление. Поскольку в соответствии с государственной политикой в китайских семьях разрешено иметь не более одного ребенка, родители, естественно, окружают детей самой нежной заботой. Однако в основном она сводится к тому, чтобы получше накормить и одеть. Об игрушках думают мало. Вместо этого детей торопятся отдать в музыкальную школу или записать на дополнительные занятия, чтобы по получении среднего образования ребенку было легче поступить в институт.

        Правда, сейчас некоторые китайские пары ставят под сомнение принципы воспитания, которыми руководствовались предыдущие поколения. Молодые родители читают много специальной литературы, ходят на лекции и обращаются за консультацией к специалистам, которые рассказывают, как общаться с детьми и почему важно ходить с ними в музеи и ездить на экскурсии. Начинает расти и рынок игрушек. В этом году его объем должен, по прогнозам аналитиков, превысить $1,21 млрд. "Я считаю, что китайский рынок таит в себе огромный потенциал, - говорит Лейн Нимет, основательница Discovery Toys. - В этой стране вот-вот произойдет всплеск спроса и на специальные знания для родителей, и на образовательные игрушки". Американская компания работает на рынках Канады и Японии, однако, по мнению Нимет, именно Китай лет через пять станет ее крупнейшим зарубежным рынком.

        В США Discovery Toys широко использует сетевой маркетинг. В Китае компания слегка изменит этому принципу. Ее продукцию будут продавать в консультативных центрах и школах специально обученные сотрудники BabyCare. Торговые агенты будут получать фиксированную заработную плату и комиссионные в размере приблизительно 10 - 20% от суммы продаж. Целевая аудитория представляет собой родителей-горожан, представителей среднего и высшего классов, в возрастном диапазоне от 20 до 30 лет.

        Мэтью Эстес, президент BabyCare, годовые продажи которой составляют сейчас порядка $10 млн, утверждает, что в следующем году доходы компании увеличатся вдвое. Эстес и Нимет отказались назвать запланированные объемы продаж Discovery Toys в Китае, однако при этом Эстес заявил, что к концу 2004 г. продажи Discovery Toys в Китае обеспечат порядка 20% совокупных доходов BabyCare. (WSJ, Екатерина Кудашкина)

Источник: Ведомости