24.09.2003

Подделок в России стало меньше, ущерб от них остается значительным



Потери государственного бюджета от распространения контрафактной продукции и "серого" импорта в 2002 г. составили как минимум 61 миллион долларов США, показало исследование, проведенное экспертами Высшей школы экономики по заказу Содружества "РусБренд". Расчеты производились на базе 11 товарных групп, с учетом информации, предоставленной 15 компаниями - членами "РусБренда", а также анализа информации из других источников. По мнению экспертов, полученные данные позволяют говорить, что потери бюджета только в сегменте товаров широкого потребления в целом составили более 600 миллионов долларов США.
Вместе с тем в ситуации с производством и распространением подделок произошли заметные позитивные сдвиги. Уровень подделок, который в 1999 году по отдельным товарным категориям доходил, согласно данным аналогичного исследования, проведенного Brand Protection Group, до 60%, в настоящее время составляет 10-12%.
По мнению экспертов, успехи в борьбе с нарушением прав на интеллектуальную собственность являются результатом активной позиции бизнеса и растущим вниманием органов государственной власти к этой проблеме. Как отметил председатель Совета директоров Содружества "РусБренд", председатель Совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили, "внесение по инициативе делового сообщества изменений в законодательство, активизация деятельности правоохранительных органов позволили снизить остроту проблемы контрафактной продукции. Это находит позитивный отклик у наших потребителей и открывает новые перспективы для развития российской индустрии, ее вхождения в мировое экономическое сообщество." В то же время, как полагают специалисты, необходима дальнейшая работа по совершенствованию системы защиты интеллектуальной собственности. На фоне сокращения объемов прямых подделок особую остроту приобретают такие проблемы, как продажа товаров до степени смешения схожих с оригинальной продукцией, поступление контрафактной продукции из-за границы.
В связи с этим возрастает роль таможенных органов в защите внутреннего российского рынка товаров широкого потребления. Как заявил первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета (ГТК) Леонид Лозбенко, "Защита прав интеллектуальной собственности становится одним из приоритетов в деятельности ГТК России. Повышению эффективности этой работы послужит правовая основа - в новой редакции Таможенного кодекса вопросы защиты прав интеллектуальной собственности выделены в отдельную главу."
Для решения задач по усилению защиты прав на интеллектуальную собственность Содружеством "РусБренд" и руководством ГТК в июле 2003 г. был намечен комплекс совместных мер, включающий информационный обмен и координирование действий компаний и таможенных органов по выявлению и задержанию контрафактной продукции и "серого" импорта на границах России, проведение совместных обучающих семинаров для сотрудников таможен. Эти меры уже приносят первые практические результаты, в частности, сотрудниками Минераловодской таможни задержана крупная партия контрафактного товара, нарушавшего права на интеллектуальную собственность одной из компаний - членов Содружества "РусБренд".
Как отметил председатель Комитета по интеллектуальной собственности "РусБренда", генеральный директор компании "Жиллетт" в России Хоссам Ашур (Hossam Ashour), "позитивные примеры взаимодействия компаний и таможенных органов говорят о том, что наше сотрудничество находится на правильном пути. Мы рассчитываем на его дальнейшее развитие и готовы предоставить свой российский и международный опыт для создания эффективной системы защиты прав на товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности на таможенных границах России. Мы уверены, что, развивая сотрудничество РусБренда и таможенных органов, сумеем преградить путь контрафактным товарам, создадим в стране цивилизованный рынок в интересах наших потребителей и общества в целом".