17.09.2003

ОBI пойдет по России. Немецкая компания собираетсая открыть 30 торгцентров



Юлия Полякова
Сергей Канунников
Елена Виноградова

БЕРЛИН - Одна из ведущих в Европе сетей по продаже товаров для дома и сада - германская OBI вчера обнародовала планы работы в России. В течение пяти лет компания намерена открыть на нашем рынке 30 торгцентров концепции DIY ( "Сделай сам"). В ближайших планах ОBI - освоить не только московский регион, но и Петербург и Екатеринбург. Контрольный пакет акций группы DHH, владельца брэнда OBI, принадлежит немецкому торговому концерну Tengelmann. ОBI является одной из ведущих в Европе розничных сетей по продаже товаров для дома и сада. Сеть включает 476 магазинов, объем продаж которых составил в прошлом году 5,8 млрд евро. Большинство магазинов ОBI работают по франчайзингу.

Вчера руководство ОBI официально объявило о выходе на российский рынок. В ноябре два магазина с таким названием откроются в московском регионе: в Химках и в Коммунарке, на площадях, арендованных у компании IKEA. В России ОBI, как и в других странах, будет работать с местными партнерами на условиях франшизы. Сержио Джирольди, председатель правления ОBI AG (эта компания занимается оперативными вопросами развития сети) , считает, что залогом успеха его компании на рынке является умение выбирать регионального партнера, который хорошо знаком с реалиями бизнеса данного региона.

ОBI не только продает партнеру право на использование брэнда, концепции и технологий. В России ОBI создала совместное предприятие с Игорем Сосиным, одним из основателей отечественной сети магазинов товаров для дома "Старик Хоттабыч". Немецкой стороне в СП принадлежит 51% , а остальное - российскому партнеру. Соответственно долям в предприятии партнеры инвестировали собственные средства в строительство магазинов в московском регионе, стоимость двух объектов составила около $30 млн. ОBI будет получать платежи, предусмотренные договором франчайзинга (владельцем франшизы является структура Игоря Сосина) , а кроме того, доход в качестве инвестора, сообщил Сержио Джирольди. Более того, на первых порах на стопроцентной "дочке" DHH будет лежать работа в области маркетинга, рекламы, содействия российским партнерам в подборе и обучении персонала.

Джирольди сообщил, что сейчас компания рассматривает в московском регионе еще три участка под организацию собственных торгцентров. Джирольди рассказал "Ведомостям", что в ближайшие планы его компании (2004 - 2005 гг. ) входит создание магазинов в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Топ-менеджер ОBI подчеркнул, что московские партнеры в региональных проектах участвовать не будут, с кем из местных операторов немецкая сеть намерена сотрудничать в Петербурге и Екатеринбурге, Джирольди не сообщил, сославшись на конфиденциальность переговоров. По его словам, в других городах России ОBI планирует использовать ту же схему (франчайзинг, создание СП, плюс прямые инвестиции) , что и в Москве. "Для нас главное - прочные региональные связи и максимальная приближенность к региональной специфике, что способен обеспечить местный партнер". Джирольди сообщил, что собственные инвестиции его компании на российском рынке в течение 4 - 5 лет составят $250 - 300 млн, а остальные необходимые для создания магазинов средства предоставит местный оператор.

Дарья Чернова, директор по маркетингу компании "Дарс-консалтинг", считает планы OBI логичными. "Компании, у которой не было опыта работы на российском рынке, было бы опасно доверять свое будущее здесь одному партнеру", - считает она. Если OBI будет следовать своей стратегии, то в случае возникновения каких-либо неприятностей на локальном рынке, это не отразится на бизнесе компании в целом.

Единственным иностранным оператором, развивающим в России концепцию DIY, является германский Martkauf. "Если сравнивать размеры магазинов, представленность и выкладку товаров, мы конкуренты OBI, - говорит директор отдела закупок строительного центра Martkauf Бернд Гуральчик. - Но пока в России мы строим магазины DIY под одной крышей с продуктовыми супермаркетами, OBI пока собирается строить отдельные магазины. Нам это дает некоторое преимущество, ведь потребителей больше притягивают магазины, где все можно купить под одной крышей".

Источник: Ведомости