15.09.2003

Война "шашечек". "Белые" наступают.



К вокзалам и аэропортам пустят только тех таксистов, кто платит налоги

Геннадий АНИСИМОВ

В минувшую субботу Юрий Лужков посетил образцово-показательный таксопарк. Небольшой, всего на 126 машин, но технически продвинутый. Похоже, он и станет прообразом системы городского такси на ближайшие годы. Выглядеть это будет так. Для пассажира - оплата только по счетчику с выдачей чека и профессионал за рулем. Для водителя - зарплата, план и тотальный контроль. Для города - налоги. Со своей стороны, власти обещают оборудовать в Москве множество стоянок и пускать на них только аккредитованных таксистов. Других способов борьбы с нелегальными извозчиками, которые сбивают цены таксистам, в мэрии пока не придумали.

В начале лета городские власти приняли программу развития таксомоторных перевозок в столице. Отказавшись от неудачного опыта пополнения таксопарков за счет городского бюджета, мэрия решила взять на себя диспетчерские функции: установить единые правила для таксистов, создать единую службу заказов и, дополнительно к федеральным лицензиям, ввести добровольную аккредитацию городских таксомоторных фирм.

Новая программа такси и стала поводом для визита мэра в автохозяйство "Элекс-полюс такси". Дело в том, что эта компания первой сумела получить аккредитацию при правительстве, выполнив за лето все условия новых правил. В "Элексе" утверждают, что не знали содержание программы, а по своему разумению создавали современный таксопарк. Мэрия же только подтвердила, что коммерсанты движутся в правильном направлении.

Для начала Юрию Лужкову показали два такси-лимузина, сделанных из "классических" моделей ВАЗа. "Пятерку" и "четверку" удлинили на полметра и разделили прозрачной перегородкой между рядами сидений на водительский и пассажирский салоны.

- Не, неправильно вы делаете, - забеспокоился мэр, открыл дверь желтого "лимузина" и стал объяснять, что перегородку нужно ставить вокруг водительского сиденья, а переднее правое использовать под сумки пассажиров. - Тогда не нужно будет каждый раз залезать в багажник, - пояснил он свое рацпредложение, - ведь у нас не так часто ездят вчетвером.

После инспекции тесного водительского салона "Жигулей" Лужкова усадили на просторное пассажирское сиденье желтой "Волги", где ему продемонстрировали то, чем так гордится "Элекс-такси", - электронный таксометр с распечаткой чеков. Как раз этот прибор и позволил "Элексу" стать первой аккредитованной правительством города таксомоторной фирмой. Конкуренты - "Новое желтое такси", в котором сейчас больше тысячи машин, - пока не успели вживить приборы в панели своих "Волг". А новые правила перевозок требуют столичных таксистов работать только по счетчику и выдавать каждому пассажиру чек. Полное оснащение машины, включая таксометр, радиосвязь и навигационную систему, обходится в 1100 долларов.

В диспетчерской "Элекса", которая скорее напоминает брокерскую контору, мэру продемонстрировали, как принимаются и распределяются заказы клиентов. Компьютер с навигационной системой показывает на карте города все машины. Диспетчеры видят, какие из них свободны (включен ли таксометр), и адресует заказ. В каждом сиденье такси установлен датчик, поэтому на базе знают даже сколько пассажиров в машине. То есть сшельмовать и не включить счетчик таксисту не удастся. Пока Лужков осматривал "брокерскую контору", директор "Элекс-полюс такси" Александр Ушаков признался "Известиям", что водители валом к ним не валят - система контроля тотальная, отбор водителей жесткий: стаж три года, иногородних не берут. Но и вакансий тоже нет. Зарабатывать таксистам дают, но сверхдоходов не обещают - зарплата 300 долларов плюс процент от сверхплановых денег. "На круг" выходит по 600-700. Зато есть бонусы: бесплатный обед, униформа и безопасность - в каждой машине спрятана "тревожная кнопка". Нажал - номер машины у диспетчера зажегся пунцовым цветом и включилась "прослушка" салона. Как раз в момент инспекции мэра один квадратик на большом экране в диспетчерской побагровел, а из динамиков раздалось кряхтение.

- Что это там случилось? - заволновался Лужков, всматриваясь в карту города.

Это учебная тревога, продемонстрировать вам, как работает система, - успокоили диспетчеры.

Посовещавшись с руководством парка, Лужков сообщил журналистам, что мэрия собирается поддержать инициативные коммерческие структуры, "которые выводят городское такси на высокий уровень и продвигают его в сторону цивилизации".

- Мы будем принимать меры по организации обслуживания самих такси, - сказал мэр. - Организованные перевозчики пока уступают частным такси. Многие частники имеют лицензии, но не платят налоги. Но поголовное большинство работает вообще без лицензий. Мы знаем, как создать условия для увеличения количества добросовестных перевозчиков-налогоплательщиков.

Какие условия пообещал создать добросовестным таксистам мэр, рассказал "Известиям" замдиректора "Элекс-полюса" Виталий Мант.

- Город организует стоянки для лицензированных и аккредитованных таксистов, работающих по правилам московского извоза. То есть для тех, кто платит налоги. Других туда не пустят. Если везде - у вокзалов, аэропортов и торговых центров будут организованы такие стоянки, клинты вряд ли будут ходить за километр, чтобы поймать частника.

Первые сто стоянок обещают начать огораживать уже к концу года. Еще 200 стоянок, считает Виталий Мант, и программа такси будет решена - официальные фирмы будут перевозить 80% клиентов, а не 10%, как сейчас. Он уверен, что нелегалами займутся и налоговые органы.

Пассажирам же обещают, что вытеснение нелегалов и работа по таксометрам не увеличит цену за проезд официальных таксистов. Пока им составляют сильную конкуренцию "безналоговые" частники, в это можно верить.

Источник: Известия