12.09.2003

"Все ограничения, связанные с моим передвижением, снимаются". Борис Березовский будет ездить за границу под псевдонимом



Вчера МВД Великобритании официально уведомило магистратский суд Лондона, рассматривающий запрос Генпрокуратуры РФ об экстрадиции Бориса Березовского и Юлия Дубова, о предоставлении господину Березовскому статуса политического беженца. Сегодня судья Тимоти Уоркман должен решить, имеет ли смысл дальше рассматривать дело. О своих планах БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ рассказал корреспонденту Ъ ВЛАДИМИРУ КАРА-МУРЗЕ.

       – Когда в апреле вам отказали в политическом убежище, вы заявили, что все равно добьетесь своего. Откуда такая уверенность?

       – Я хорошо понимал, что моя позиция очень жестко аргументирована, а первоначальное решение британского МВД об отказе было аргументировано плохо. Основным аргументом было то, что Россия прислала ордер на экстрадицию. А я же знал, что содержание запроса об экстрадиции – придуманная история о двух тысячах автомобилей. Я знал, что под этим нет никакого преступления. Естественно, британским властям понадобилось время, чтобы разобраться в этом. Потому я был уверен, что МВД разберется и примет решение, адекватное фактам. Кроме того, за последние полгода (прошедшие с момента первого отказа.–Ъ) произошел еще ряд событий, в частности еще одна попытка на покушение, которое планировалось против меня здесь в Лондоне со стороны России...

       – Покушение в каком смысле?

       – В прямом – покушение на мою жизнь. Эта история была четыре месяца назад.

       – А мужчина в сером пиджаке, который крутился вокруг вас на экономическом форуме в апреле, а потом на суде и представился мне сотрудником "структур, близких к Кремлю", имеет к этому отношение?

       – Вам скажу: да. Имеет. Прямое.

       – И вы сообщили об этом британским властям?

       – Да, они об этом знают.

       – Как вы отреагировали на решение МВД, удовлетворяющее вашу просьбу?

       – Во-первых, есть формальная сторона дела: отныне я являюсь политическим беженцем в соответствии с Женевской конвенцией 1951 года. Теперь я могу ездить во все страны, кроме России...

       – По удостоверению беженца или по российскому паспорту?

       – По удостоверению беженца, так называемому travel document.

       – С настоящим именем или псевдонимом?

       – Это будет зависеть от моего решения и решения английских властей. Таким образом, все ограничения, связанные с моим передвижением, снимаются. Другое дело, что, поскольку есть запрос через Интерпол о моей экстрадиции, меня могут остановить в стране, с которой у России есть соглашение, для выяснения обстоятельств...

       – То есть с вами может повториться вариант Владимира Гусинского?

       – У нас разный статус с Гусинским, он не является политическим беженцем. Поэтому такой истории у меня не будет. Но в принципе я не собираюсь рисковать, поэтому все, что связано с путешествиями, буду выяснять заранее.

       – Значит, не собираетесь безвыездно сидеть в Англии?

       – Нет, я собираюсь ездить в другие страны... Ну а в политическом плане решение МВД Великобритании означает, что закончены разговоры о том, занимаюсь я политикой, не занимаюсь я политикой... По крайней мере, англичане признали, что я занимаюсь политикой. И, безусловно, это решение важно не только для меня – это прецедент для всего российского бизнеса. Времена, когда в нас видели только криминал, мафию, исчадие ада, закончились. Этим решением подведена черта. Волей обстоятельств в российском бизнесе нет никого более одиозного, чем я, и даже по мне, одиозному, принято вот такое беспрецедентное решение! Беспрецедентное раньше и создающее прецедент на будущее.

       – Вчера директор московского бюро Международной организации по миграции Марк Гетчелл сказал, что Россия может продолжать дело об экстрадиции, невзирая на ваш новый статус.

       – Абсолютно справедливо. Продолжать может – смысла не имеет. Знаете анекдот про грузина? Встречаются два грузина и один сообщает другому, что строит большой дом. Тот спрашивает: сколько комнат? Другой отвечает: одна, меньше смысла не имеет. У нас в России ведь важен процесс, а не результат. Как заметил этот господин, о котором я впервые слышу, процесс, конечно, может быть, только результат предопределен. Экстрадиции быть не может, потому что даже если суд примет решение не в мою пользу, финальное решение по экстрадиции принимает министр внутренних дел, то есть тот самый господин Бланкетт, который подписал распоряжение о предоставлении мне политического убежища. Насколько я понимаю, он абсолютно логичный господин. А вот у Марка Гетчелла с логикой не в порядке.

       – А Юлий Дубов? Он же не является политическим беженцем...

       – Юлий Дубов автоматически получит такой же статус. Наши дела связаны.

       – Вам, наверное, известно решение апелляционной коллегии Самарского арбитражного суда по делу ЛогоВАЗа от 2 сентября, в соответствии с которым сделка 1995 года между АвтоВАЗом и самарской обладминистрацией признается ничтожной, а всю ответственность в рамках уголовного дела будут нести представители ЛогоВАЗа, то есть вы, Бадри Патаркацишвили и Юлий Дубов...

       – На самом деле это решение скорее в нашу пользу. Оно устанавливает, что эта сделка не выходила за рамки аналогичных, проходящих в то же время, и, таким образом, не может рассматриваться отдельно от тысяч подобных дел, совершенных в России. Поэтому никакого основания выделять его не существует, кроме политических соображений. Собственно, они и были признаны (британским МВД.– Ъ) как основные в деле о моей экстрадиции.

       – А что вы думаете о другом решении – вчера астраханский суд обязал Минюст зарегистрировать вашу партию "Либеральная Россия"?

       – Несмотря на всю убогость российского суда, белое есть белое, а черное есть черное. И есть очевидный факт, что 50 с лишним региональных организаций партии "Либеральная Россия" поддерживают Рыбкина и меня и категорически против Похмелкина. Это факт. У Похмелкина действительно есть порядка 15 организаций, не больше. Более того, все наши организации признаны Минюстом, у них есть свои печати. И эти организации написали в Минюст, что мы не проводили съезд, на который ссылается Похмелкин. Поэтому теперь Минюст поставлен перед ситуацией, что либо они могут оказаться в позиции нарушающих закон и, следовательно, преследоваться в судебном порядке, либо они выполняют закон. Вот и все. Я думаю, что в общем люди же понимают, что рано или поздно ситуация все равно изменится и придется тогда отвечать по закону. Юридически это решение суда означает, что все решения, которые принимал Похмелкин с автомобилистами, ничтожны. А съезд 13 сентября – единственный, который представляет партию "Либеральная Россия".

       – Вы уже приняли решение относительно своего участия в думских выборах?

       – Да, я принял окончательное решение. Мы уже подготовили списки для участия в выборах. Иван Петрович (Рыбкин.– Ъ), я и Дубов возглавят федеральный список "Либеральной России".

       – А как же альянс с народно-патриотическими силами?

       – Ну, эти намерения исчерпаны, так как коммунисты не поддержали никаких тактических союзов. Так что мы идем на выборы самостоятельно.

       – Вы будете баллотироваться по одномандатному округу?

       – Нет, пойду только по списку.

       – Последний вопрос. Большинство российских политэмигрантов в истории никогда не возвращались на родину. Не думаете, что вас ждет та же участь?

       – Я принадлежу к меньшинству.

    Прокуроры не знают, что сказать

В Генпрокуратуре РФ по-прежнему не комментируют дело Бориса Березовского. "Комментарии последуют после того, как мы получим из Великобритании документы, подтверждающие предоставление ему политического убежища,– заявили вчера в центре общественных связей Генпрокуратуры.– Пока же информация исходит только от господина Березовского".

    Кто еще получал убежище за границей после распада СССР

В ноябре 1997 года статус политического беженца в Польше получил бывший вице-мэр Москвы и экс-советник президента России Бориса Ельцина Сергей Станкевич. В 1994 году в отношении Станкевича было возбуждено дело по обвинению в получении взятки в размере $10 тыс. В декабре 1999 года дело было прекращено в связи с тем, что на момент его возбуждения обвиняемый обладал иммунитетом как депутат Госдумы.

В марте 1999 года иммиграционные власти США предоставили политическое убежище российскому предпринимателю Александру Конаныхину, против которого в России было заведено уголовное дело по факту хищения $8 млн.

В ноябре 2000 года французские власти предоставили статус политического беженца соучредителю футбольного клуба ЦСКА Русламбеку Хусаинову, в отношении которого в России было возбуждено уголовное дело по обвинению в незаконном хранении огнестрельного оружия. Российские правоохранительные органы также подозревали Хусаинова в мошенничестве, незаконном предпринимательстве и отмывании денег. Вскоре после получения им статуса беженца уголовное дело было приостановлено из-за отсутствия обвиняемого.

В мае 2001 года министерство внутренних дел Великобритании предоставило политическое убежище бывшему сотруднику ФСБ России Александру Литвиненко, который в ноябре 1998 года обвинил свое руководство в попытке убить Бориса Березовского. В июне 2002 года российский суд признал полковника виновным в превышении служебных полномочий и заочно приговорил к 3,5 годам лишения свободы условно.

В мае 2002 года бывший капитан российской армии Андрей Самородов, прибывший в США по туристической визе, получил там политическое убежище. Самородов заявил, что на родине подвергается преследованиям из-за несогласия с политикой федеральных властей в Чечне, и предоставил американским властям якобы сделанные им фотографии "зверств", творимых российскими военнослужащими в Чечне. Впоследствии выяснилось, что капитан Самородов уволился из вооруженных сил еще в 1993 году и в Чечне никогда не был.

Астраханский суд стал на сторону Бориса Березовского

Вчера стало известно, что Трусовский райсуд Астрахани, рассмотрев иск гражданина РФ Дмитрия Симакина, постановил, что решение Минюста, не признавшего итоги июньского съезда членов "Либеральной России" из числа сторонников Бориса Березовского, противоречит законодательству. На этом съезде господин Березовский, ранее исключенный из партии сторонниками Виктора Похмелкина, был восстановлен в ней и избран лидером. По решению суда, которое обращено к немедленному исполнению ответчиком, Минюст вчера должен был сообщить о передаче на регистрацию изменений в сведениях, касающихся "Либеральной России". Руководитель центра общественных связей Минюста Борис Калягин заявил Ъ, что решение суда в министерстве еще не получили, как, впрочем, и ранее "приглашения в суд". "Естественно, мы не согласимся с решением и будем обжаловать его в вышестоящих инстанциях",– заявил глава ЦОС. Замминистра юстиции Евгений Сидоренко заявил "Интерфаксу", что аналогичное решение по заявлению сторонников Бориса Березовского принято и районным судом Тюменской области. В свою очередь, сопредседатель признанной Минюстом части "Либеральной России", депутат Госдумы Виктор Похмелкин назвал решение Трусовского райсуда "откровенно беззаконным". Завтра члены партии из числа сторонников Бориса Березовского проведут съезд, на котором планируется утвердить партийные списки для участия в выборах в Госдуму.



Источник: КоммерсантЪ