12.09.2003

"Пятерочка" без границ. Дискаунтерная сеть построит гипермаркеты



Юлия Полякова

Крупнейшая российская сеть дискаунтеров "Пятерочка" идет в новую нишу рынка. После неудачной попытки организовать мелкооптовые центры под названием "Карусель" компания решила создать гипермаркеты наподобие французских магазинов Auchan. К строительству таких объектов "Пятерочка" приступит осенью в Санкт-Петербурге, а в следующем году - в Москве. На этот проект компания собирается потратить не меньше $240 млн. "Пятерочка" - крупнейшая российская розничная сеть и по числу объектов (203 магазина в Москве, Петербурге и других городах) , и по объему продаж ($512 млн в 2002 г. ). "Пятерочка" специализируется на создании недорогих небольших по площади универсамов (400 - 500 кв. м) и владеет несколькими супермаркетами со средней площадью торгового зала 1000 кв. м. "Пятерочкой" управляет петербургская компания "Агроторг ", но владельцы сети до сих пор не известны.

Как сообщил "Ведомостям" вице-президент "Пятерочки" по коммуникациям Феликс Стетой, руководство сети определилось с концепцией гипермаркетов. Строительство трех таких магазинов начнется в этом году в Петербурге, первый из них откроется в середине следующего года.

"В наши планы входит строительство 10 гипермаркетов в Петербурге и 10 в Москве", - сообщил вице-президент "Пятерочки". В столицу, подчеркнул Стетой, компания придет с новым форматом не раньше чем в следующем году.

Стетой рассказал, что торговая площадь каждого гипермаркета составит 8000 - 12 000 кв. м, в ассортимент войдут 12 000 - 15 000 наименований товаров, а строительство и оборудование одного такого магазина обойдется в $12 - 15 млн. Стетой говорит, что брэнд для гипермаркетов будет выбран только в октябре, но они точно не будут носить название "Пятерочка".

Руководители "Пятерочки" не хотят использовать уже существующий брэнд "Карусель". Под этим названием компания пыталась создать в Петербурге сеть недорогих мелкооптовых магазинов, торгующих широким ассортиментом - от продуктов и одежды до товаров для дома и сада. В своих пресс-релизах в прошлом году "Пятерочка" грозилась победить лидеров этого сегмента рынка - "Ленту" и "О'Кей". Но впоследствии компания сочла этот проект неэффективным. "Сейчас на месте "Карусели" работает типичный супермаркет "Пятерочка", - сообщил Стетой. "Ленту" и "О'Кей" Стетой теперь называет "партнерами" по борьбе с рынками.

Сотрудники розничных сетей говорят, что до плотной конкуренции между гипермаркетами на петербургском рынке действительно еще далеко. Но Сергей Ломакин, гендиректор второй по объему продаж московской сети дискаунтеров "Копейка", не уверен, что "Пятерочке" удастся попытка заполнить эту нишу. "Не ясно, например, как "Пятерочка" будет работать с новыми для нее группами товаров", - говорит Ломакин. Он обращает внимание на то, что до сих пор "Пятерочка" покупала или брала в аренду готовые помещения, а теперь будет строить магазины с нуля. К тому же в нише гипермаркетов уже работают такие крупные международные компании, как французская Auchan, немецкая Metro AG, турецкая Migros (владеет гипермаркетами "Рамстор"). Представители этих компаний вчера не стали комментировать планы "Пятерочки".

Но управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский считает, что "Пятерочка" в новом формате не проиграет, например, потому, что сможет упростить свою работу в области логистики. В любом случае у "Пятерочки" хватит ресурсов, чтобы рискнуть и провести эксперимент, полагает Войцеховский.

Источник: Ведомости