08.09.2003

Жить взаймы выгодно. Если уметь управлять долгом



Заместитель министра финансов РФ Сергей Колотухин сообщил агентству "Интерфакс", что в министерстве создается рабочая группа для разработки системы управления государственным долгом России. Минфин не первый год "консолидирует усилия" на этом направлении, но реального прогресса пока не наблюдается.

       Как заявил Сергей Колотухин в интервью агентству "Интерфакс", "по Министерству финансов подписан приказ о формировании рабочей группы по созданию системы управления государственным долгом, в том числе системы мониторинга внешних заимствований регионов и корпораций". Руководителем группы назначен первый замминистра финансов Алексей Улюкаев. В ее состав вошли представители министерства, курирующие внешние и внутренние госзаимствования.

       В Минфине проблемой государственного долга занимается целый департамент, возглавляемый тем же Сергеем Колотухиным, но, видимо, система настолько разобщена, что потребовалось собрать всех в отдельную рабочую группу. В России государственным долгом управляет Министерство финансов и ЦБ, теперь эти функции планируется передать агентству по управлению государственным долгом. Сергей Колотухин прокомментировал эту перспективу следующим образом: "Никто сейчас уже не спорит о необходимости создания в перспективе такого агентства. Основной вопрос заключается в том, как оно будет действовать – как самостоятельное учреждение либо под эгидой казначейства". Он также отметил процесс трансформации Внешэкономбанка в долговое агентство.

       В отношении того, кто и какой частью государственного долга должен управлять, в международной практике нет однозначной позиции. Например, в Дании госдолгом управляет национальный банк. В Индии же центральный банк управляет только внутренним долгом, а внешним – министерство финансов. Среди стран, где государственным долгом управляет министерство финансов,– Бразилия, Словения, Новая Зеландия, Польша. В них, за исключением Словении, аукционы по привлечению денег на внутреннем рынке проводятся центральным банком. В Ирландии, Португалии, Швеции и Великобритании существуют агентства по управлению национальным долгом, которые проводят также переговоры и аукционы по размещению государственных долговых ценных бумаг, но они подотчетны кабинету министров или министерству финансов. В Великобритании агентством управляется только внутренний долг, а внешним управляет Банк Англии. Наибольшие полномочия агентство по управлению госдолгом имеет в Швеции – оно осуществляет даже покупку иностранной валюты на внутреннем рынке для обслуживания внешнего долга.

       По большому счету сколько государств, столько и подходов. Господин Колотухин напомнил, что осенью 2003 года в повестке правительства стоит вопрос о концепции управления государственным долгом РФ и создании долгового агентства. "Мы готовим соответствующие предложения, поскольку ранее правительство направило эту концепцию на доработку",– признал Сергей Колотухин. По его словам, принципы управления госдолгом, предложенные в концепции, являются универсальными.

Мировая практика управления госдолгом


Имеется (% от опрошенн ых стран) Нет (% от опрошенн ых стран)
Система институтов управления долгом
Управление по заимствованиям на текущий год 14 (78) 4 (22)
Установление лимита на государственный долг 10 (56) 8 (44)
Совместное управление внутренним и внешним долгом 13 (76) 4 (24)
Отдельное агентство по управлению долгом 4 (22) 14 (78)
Отдельно основной и вспомогательный офисы 15 (83) 3 (17)
Отдельное подразделение по управлению рисками 12 (67) 6 (33)
Формальное руководство по управлению рынком и 10 (56) 8 (44)
кредитными рисками

Ежегодные отчеты по управлению долгом 15 (83) 3 (17)
Регулярные внешние проверки деятельности по 10 (63) 6 (38)
управлению долгом

Ежегодный аудит сделок по управлению долгом 16 (89) 2 (11)
Кодекс управления и руководство по конфликтам 12 (67) 6 (33)
интересов для персонала управления долгом

Управление долговым портфелем
Стресс-тест рыночных рисков 10 (59) 7 (41)
Проведение торгов с целью получения прибыли от 5 (29) 12 (71)
предполагаемых изменений процентных ставок или

обменного курса*

Управление дефицитом бюджета отдельно от долга 11 (65) 6 (35)
Управление займами в иностранной валюте совместно 5 (31) 11 (69)
с иностранными резервами ЦБ

Специализированные информационные технологии для 9 (56) 7 (44)
управления рисками

Структура первичного рынка государственного долга
Использование аукционов для размещения 18 (100) 0 (0)
внутреннего долга

Фиксированная цена выпуска внутреннего долга 5 (28) 13 (72)
Предварительная огласка расписания аукционов 17 (94) 1 (6)
Участие ЦБ на первичном рынке 6 (33) 12 (67)
в том числе на конкурентной основе 6 (43) 8 (57)
Система первичного дилинга 13 (72) 5 (28)
Универсальный доступ к аукционам 10 (56) 8 (44)
Лимиты на участие иностранцев 1 (6) 17 (94)
Вторичный рынок государственного долга
Лимиты на участие иностранцев 1 (6) 17 (94)
Биржевая торговля 14 (82) 3 (18)
Статистика управления долговым портфелем: стратегические основы
Использование показателя длительности долга 11 (65) 6 (35)
Использование отношения длительности к доходности 12 (71) 5 (29)
Использование отношения фиксированных и плавающих 12 (71) 5 (29)
ставок

Открытый доступ к данным об управлении долгом 8 (50) 8 (50)
Использование деривативов 9 (56) 7 (44)

Опрос был проведен IMF и World Bank среди 18 стран: Бразилии, Колумбии, Дании, Индии, Ирландии, Италии, Ямайки, Японии, Мексики, Морокко, Новой Зеландии, Польши, Португалии, Словении, ЮАР, Швеции, Великобритании, США.

Процент рассчитан на базе полученных ответов на каждый вопрос, так как в некоторых странах не ответили на все вопросы. Источник – www.imf.org.

*См. график.





АЛЕКСЕЙ Ъ-ШАПОВАЛОВ


Источник: КоммерсантЪ